В современной глубоко интегрированной мировой экономике цены активов ведут себя взаимосвязанно, особенно в периоды повышенной неопределенности, когда инвесторами правит страх. Поэтому нет ничего удивительного, что с момента обострения торговой войны между США и Китаем выросла волатильность не только в акциях индекса S&P500 или Shanghai composite, но и в котировках сырьевых товаров, таких как, например, нефть. Цены на черное золото снизились почти на 15% за последний месяц, несмотря на отсутствие каких-либо структурных изменений в соотношении спроса и предложения. В котировках нефти, в отличие от другого сырья, заложено много финансового, спекулятивного капитала, который остро реагирует на конъюнктуру и настроения на рынках.
Скорее всего, волатильность в ценах Brent и WTI останется на высоком уровне в ближайшее время, так как на рынках царит озабоченность перспективами глобального роста, неопределенность из-за торгового противостояния двух крупнейших мировых экономик, роста запасов сырой нефти с США и возрастающей угрозы военного конфликта в Персидском заливе.
Торговая война давит на цены
В торговом противостоянии президента США Дональда Трампа и председателя КНР Си Цзиньпиня не видно развязки — стороны уже обменялись взаимными пошлинами на новые группы товаров. При этом Трамп угрожает ввести пошлины в 25% и выше на импорт из Китая в объеме $300 млрд, если Си откажется от встречи на саммите G20 в конце июня. А компания Huawei, которая может лишиться разрабатываемой американским Alphabet операционной системы Android, стала заложницей и предметом торга этого противостояния. Неожиданно возникла и новая угроза введения торговых пошлин на товары из Мексики, которая обрушила песо. Все эти факторы держат рынки в напряжении, позволяя им расти только в периоды затишья торговых угроз.
Если торговый спор между США и Китаем не разрешится, это может привести к серьезному снижению объемов международной торговли и, как следствие, замедлению мировой экономики. На прошлой неделе Всемирный банк уже понизил прогноз роста мировой экономики с 2,9% до 2,6% в 2019 году. А потенциальное замедление Китая из-за торговой войны может привести к замедлению всех развивающихся рынков и, соответственно, снижению спроса на нефть.
Стоит также отметить, что общая волатильность на рынках сочеталась со значительным ростом запасов сырой нефти в США и в некоторых других странах в последние месяцы (см. график 1), что усилило коррекцию в ценах на черное золото. Именно этот фактор тревожит сейчас ОПЕК+ больше всего. Если в 2014 году Саудовская Аравия следовала стратегии отстаивания своей доли на рынке любой ценой, то с ноября 2016 года, когда к картелю присоединилась Россия и некоторые другие крупные производители, акцент переместился на соблюдение заявленных объемов по добыче со стороны крупнейших производителей, что позволяло снижать запасы вплоть до сентября 2018 года. Сейчас Саудовская Аравия перевыполняет план по сокращению производства на 500 000 баррелей в сутки. В 2019 году рост запасов ускорился на фоне роста добычи на американских сланцевых месторождениях (см. график 2). Сейчас США являются крупнейшим производителем нефти с показателем в 12,4 млн баррелей в сутки, затем следует Россия с 10,5 млн баррелей в сутки и Саудовская Аравия с 9,8 млн баррелей в сутки. Сейчас ОПЕК+ таргетирует именно уровень запасов, а не цену нефти, поэтому склонен поддерживать ограничения производства и при более высоких нефтяных котировках. «Со стороны ОПЕК продление соглашения не вызывает вопросов. Вопрос — в калибровке объемов добычи со стороны стран вне ОПЕК. Я не думаю, что понадобится урезать производство сильнее», — заявлял министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих.
[[{"fid":"292927","view_mode":"default","fields":{"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false,"external_url":""},"type":"media","field_deltas":{"3":{"format":"default","alignment":"","field_file_image_alt_text[und][0][value]":false,"field_file_image_title_text[und][0][value]":false,"external_url":""}},"attributes":{"class":"media-element fancyboxed file-default","data-delta":"3"}}]].
Пока продолжается рост развивающихся рынков, это ведет к увеличению спроса на нефть. В базовом сценарии Международного энергетического агентства (МЭА) совокупный мировой спрос на нефть должен вырасти на 1,3 млн баррелей в сутки до 100,4 млн баррелей в сутки в 2019 году. При этом производство нефти находилось на уровне 99,1 млн баррелей в сутки в первом квартале 2019 года, и, скорее всего, ОПЕК+ сохранит такие ограничения до конца года. Венесуэла в последние месяцы сильно сократила производство, и, судя по всему, добыча продолжит пикировать. Сланцевые производители США могут замедлить прирост производства из-за растущей стоимости заемных средств и пожеланий акционеров получения дивидендов (до этого прибыли реинвестировались в установку новых буровых). Все эти факторы позволяют предположить, что до конца года спрос и предложение сырья снова будут уравновешены или даже возникнет небольшой дефицит нефти (при условии, что мы не увидим эскалации торговой войны).
Споры шейхов
Еще одним важным фактором на мировом нефтяном рынке является ситуация на Ближнем Востоке, в частности в Иране. Госсекретарь США Майк Помпео накануне заявил, что США готовы к переговорам без каких-либо предварительных условий. Тем не менее в то же самое время американские военные передвинули ударную группу во главе с авианосцем и бомбардировщиками B-52 в Персидский залив. Недавние инциденты с подрывом четырех нефтяных танкеров, два из которых принадлежали Саудовской Аравии, и атакой на несколько трубопроводов в этом регионе поддерживают опасения возникновения нового конфликта. Пока рынок серьезно недооценивает возможность военного конфликта между Ираном, США и их союзниками на Ближнем Востоке. При этом Иран контролирует Ормузский пролив, через который проходит 20% мирового экспорта, и не раз эта страна угрожала его блокировкой. Любое осложнение в отношениях между странами Ближнего Востока и США может простимулировать повышение нефтяных котировок.
Следовательно, сейчас в пользу высоких котировок говорят сразу три фактора: рост спроса на нефть, ограничения производства со стороны ОПЕК+ и потенциальный конфликт на Ближнем Востоке. А если мы увидим позитивную развязку в торговом споре между США и Китаем, то станет меньше факторов в пользу понижения котировок, и они могут вернуться к уровню в $75-80 за баррель. Однако упорство США и Китая и их дальнейшее противостояние могут снизить мировой рост вместе с котировками черного золота.