Дональд Трамп участвовал в выборах только ради «продвижения себя», рассматривая свою кампанию как «величайшую рекламу в истории политики», под присягой заявил бывший адвокат президента Майкл Коэн перед комитетом Конгресса. Если план был таков, до сих пор он не увенчался успехом.
С первого дня приход Трампа в политику вредил его бизнесу. В течение первых трех минут его речи на открытии избирательной кампании в июне 2015 года он назвал мексиканских иммигрантов «насильниками». Общественная реакция не заставила себя ждать и вынудила многие компании, заплатившие за использование имени Трампа на своих продуктах, разорвать с ним связи. Serta перестала производить матрасы под именем Трампа, а PVH закрыла одноименную линию одежды, которую Macy’s убрала из магазинов. По оценкам Forbes, сейчас стоимость лицензионного бизнеса приближается к нулю: она сократилась с $23 млн в 2015 году до $3 млн сегодня. «Он настолько неоднозначная фигура, что люди боятся вести с ним дела», — рассказал эксперт по брендингу Джефф Лотман Forbes в сентябре. «Он значительно испортил репутацию бренда».
Трудности возникли не только с именными товарами. С тех пор как Трамп начал свою кампанию, партнеры в Торонто, Панаме и Нью-Йорке сняли имя президента со зданий. Что еще хуже, перед вступлением в должность Трамп пообещал не заключать новых сделок с иностранцами во время президентского срока, чем сильно ограничил возможности для роста его бизнеса по лицензированию гостиниц. Вместо этого Trump Organization переключилась на более консервативные регионы США в рамках проекта по открытию отелей двух более доступных сетей в центре страны. Эта инициатива также провалилась.
В сентябре прошлого года Forbes обнаружил, что несмотря на приток высокопоставленных иностранных чиновников и звезд Fox News в Trump International Hotel в Вашингтоне, политика однозначно плохо отразилась на состоянии Трампа. По нашим оценкам, его состояние уменьшилось с $4,5 млрд в 2015 году, когда он объявил о начале избирательной кампании, до $3,1 млрд сегодня. Хотя это снижение отчасти объясняется сокращением торговой недвижимости на Манхэттене и повышением требований к отчетности, примерно $200 млн этого уменьшения могут быть связаны исключительно с неоднозначной политической деятельностью Трампа.
Президент, который всегда утверждал, что участвовал в выборах не для того, чтобы заработать, а чтобы помочь американскому народу, признал сокращение своего состояния в прошлом году. «Пост президента дорого мне обошелся, и меня это не беспокоит», — рассказал он журналистам перед поездкой в Мар-а-Лаго в ноябре. «Я думаю только об этой стране и о выгодных сделках для этой страны — я не думаю о выгодных сделках для себя, потому что мне это больше неважно».
Его бывший юрист другого мнения. «Дональд Трамп — это человек, который участвовал в президентских выборах ради величия своего бренда, — заявил под присягой Коэн, — а не нашей страны».
Представители Trump Organization не ответили на просьбу дать комментарии. «Опозоренный преступник Майкл Коэн отправится в тюрьму за обман Конгресса и другие ложные утверждения», — сказала пресс-секретарь Белого дома Сара Хакаби Сандерс. «Смешно даже представить, что кто-то поверит осужденному лжецу вроде Коэна, и печально, что он получил еще одну возможность распространять ложь».
Перевод Натальи Балабанцевой