Крупнейшая российская частная нефтяная компания «Лукойл» миллиардеров Вагита Алекперова и Леонида Федуна согласилась с предложенными Минэнерго и Федеральной антимонопольной службой (ФАС) мерами по стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке России. Об этом заявил в понедельник, 12 ноября, президент нефтяной компании Алекперов.
«Наша компания поддерживает те договоренности, которые были достигнуты при подготовке протокола. Я подписал», — сказал миллиардер (цитата по агентству «Прайм»).
Ранее о подписании соглашения с правительством сообщили еще четыре российские нефтекомпании: «Новый поток», «Русснефть» Михаила Гуцериева, «Газпром нефть» и «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова. Представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев на прошлой неделе заявил, что компания «первой из всех нефтяных компаний» подписала все документы и направила в правительство (по его словам, это было 1 ноября). В то же время, как сообщает РБК со ссылкой на источник в правительстве, «Роснефть» пока не подписала трехстороннее соглашение с ФАС и Минэнерго, а лишь поставила подпись под совместным заявлением компании и правительства, которое представлял вице-премьер Дмитрий Козак.
После второго за год редкого всплеска цен на топливо на российских АЗС премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минэнерго и вице-премьеру Дмитрию Козаку в течение двух дней провести консультации с нефтяными компаниями и договориться. В противном случае Медведев пригрозил ввести запретительные экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.
31 октября такое соглашение было достигнуто на встрече членов правительства с руководителями 11 крупнейших нефтяных компаний, главами независимых сетей АЗС и представителями Федеральной антимонопольной службы (ФАС). В совещании участвовали представители «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза», «Русснефти», «ННК», «Нового потока», «Татнефти», «ТАИФ-НК», «Иркутской нефтяной компании», «Зарубежнефти» и «Газпрома».
Стороны договорились до конца марта 2019 года сдерживать оптовые цены на топливо на уровне июня 2018 года, а затем плавно индексировать их в размере годовой инфляции 4-4,6%.
7 ноября 2018 года премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минэнерго и ФАС подписать это соглашение со всеми крупными нефтяными компаниями страны.
Это было уже второе вмешательство государства в ценообразования на рынке топлива в этом году. Первый раз это произошло после того, как цены на бензин и дизельное топливо пошли вверх на российских АЗС весной 2018 года. Если за первые четыре месяца 2018 года средние цены на бензин и дизель выросли на 1,5% и 2,4% соответственно (рост потребительских цен на товары и услуги составил 1,2%), то в мае розничные цены на бензин подскочили на 5,6% и оказались в 14 раз выше темпов майской инфляции. В среднем потребительская цена литра автомобильного бензина в России в июне выросла на 2,1% и составила 43,49 рубля за л, дизельного топлива — на 1,9%, до 44,54 рубля за л. В целом с января по июнь бензин в рознице подорожал на 9,4%.
7 июня 2018 года тема была затронута в ходе традиционной прямой линии с президентом России Владимиром Путиным. Водитель-дальнобойщик из Санкт-Петербурга Алексей Караваев тогда упрекнул главу государства в том, что после его переизбрания президентом страны на четвертый срок ему так и не удалось остановить рост цен на бензин. «Сколько же можно терпеть?» — спросил Караваев.
Путин потребовал объяснений у министра энергетики Александра Новака и вице-премьера Дмитрия Козака. В результате правительство приняло решение снизить акцизы на бензин и дизтопливо на 3000 рублей с т (бензин) и 2000 рублей с т (дизтопливо). Также было принято решение отказаться от планового повышения акцизов на 700 рублей, которое было предусмотрено в бюджете страны с 1 июля 2018 года. Нефтяники пообещали заморозить цены на уровне 30 мая. Но с 13 по 18 августа биржевые цены на бензины снова резко выросли на 5%. В сентябре, по данным Росстата, цены на бензин увеличились по сравнению с августом на 0,1%. В целом с начала года бензин подорожал на 8,9%.