Перелет Хабиба через клетку на T-Mobile Arena, чтобы подраться с секундантами Конора Макгрегора, стал первым среди десятков перелетов, совершенных им в последующий месяц. Бой с Конором закончился 7 октября в 8 утра по московскому времени. В 22:30 8-го Хабиб уже встречался с болельщиками на «Анжи Арене», где собралось 9 000 человек. Средняя домашняя посещаемость «Анжи» в этом сезоне — 6532 зрителя. 10-го днем Хабиб говорил с Владимиром Путиным в Ульяновске. 12-го Хабиба принимал Рамзан Кадыров в Грозном. 13-го Хабиб был в Екатеринбурге на вечере бокса. Потом встречал в Дагестане первого российского бойца UFC Олега Тактарова и путешествовал по республике.
19-го Хабиб снова на «Анжи Арене»: наносит первый удар по мячу в матче с ЦСКА и фотографируется между двумя бывшими президентами Республики Дагестан. 21-го в Москве на игре «Спартака» с тульским «Арсеналом» делает фото с Никитой Симоняном. Следом выкладывает снимок с вице-президентом хоккейного СКА Романом Ротенбергом. 24 октября в Лас-Вегасе проходит первое слушание по делу о потасовке после боя, а Хабиб публикует фото с дедом и двумя чемпионскими поясами, затем в Арабских Эмиратах встречается с олимпийским чемпионом 2000 года Сагидом Муртазалиевым, который объявлен в международный розыск.
Последние публикации Хабиба, по которым можно угадать геолокацию, были из Турции. Нурмагомедов встречался с президентом страны Реджепом Тайипом Эрдоганом и президентом Кыргызстана Сооронбаем Жээнбековым. То есть в среднем Хабиб встречается с одним действующим президентом каждые десять дней.
Имя и собственное
За 30 дней после боя почти все, что имеет отношение к имени Хабиб, начинает взлетать. UFC помещает Хабиба на второе место в рейтинге лучших бойцов мира вне зависимости от весовых категорий — следом за тяжеловесом Дэниелем Кормье. То же место он занимает в рейтингах ESPN и Tapology. По итогам первого слушания Атлетическая комиссия размораживает один из двух миллионов гарантированного гонорара, и это невероятно много для финансовых стандартов UFC (в 2018-м миллион за один бой заработал только Кормье). За бой с Конором Хабиб должен был получить $4 млн (2 — обязательно, 2 — за победу) и процент от продаж платных трансляций. UFC 229 за деньги посмотрели рекордные для ММА 2,4 млн телезрителей, а чемпион получает от $1 с каждой проданной трансляции (сам Хабиб в интервью Forbes в декабре 2017-го обозначал сумму в $2-3).
Общий доход Хабиба от боя с Конором Макгрегором оценивают в $5-10 млн. И даже если атлетическая комиссия не разморозит оставшиеся $3 млн, а Нурмагомедов получит по $1 с каждой купленной трансляции, он станет одним из самых высокооплачиваемых спортсменов России. В опубликованном летом 2018 года очередном рейтинге звезд спорта и шоу-бизнеса Forbes первое место занял хоккеист Александр Овечкин ($14,5 млн), и, пожалуй, зарплаты звезд НХЛ недосягаемы. Но, например, Мария Шарапова ($5,5 млн), Евгений Плющенко ($5 млн) и Федор Смолов ($3,7 млн) теперь имеют доходы, сопоставимые с бойцом ММА Нурмагомедовым.
И тут важно вспомнить: Хабиб подписал контракт с UFC в 2011-м и в 2012-м получил за первый бой $16 000.
У Нурмагомедова 13 млн подписчиков в инстаграме. До боя с Конором было 6,5 млн. Из россиян впереди только Ольга Бузова (14 млн). Кроме того, Хабиб один из самых популярных в мире спортсменов-мусульман — уступает лишь египетскому футболисту Мохаммеду Салаху из «Ливерпуля» (20 млн). Однако пока Нурмагомедов почти не использует свой рекламный потенциал. У бойца есть личный контракт с российским Reebok, а перед боем на UFC 229 Хабиб неожиданно снялся в рекламе тормозных колодок NiBK. Для сравнения: ровесник Хабиба боксер-чемпион Энтони Джошуа, кроме стандартного набора из брендов спортивного питания (Bulk Powders) и экипировки (Under Armour), получал контракты с Boss, Range Rover, Jaguar, Beats, Lynx (дезодорант), Audemars Piguet, Willam Hill и другими компаниями. В 2018-м Forbes насчитал Джошуа $7 млн маркетинговых доходов в год. Да, Нурмагомедов не рекламирует алкоголь и букмекеров по принципиальным соображениям. Но у Хабиба есть все, чтобы серьезно увеличить свои рекламные доходы: популярность в США и Бразилии, хороший английский и цепкие менеджеры. Конечно, многие глобальные бренды предпочитают, чтобы спортсмен ни на кого не прыгал после боя, сохраняя стерильный образ джентльмена. И если для Джошуа такая роль подходит идеально, то Хабиб, кажется, пока не готов променять даже щепотку дагестанского характера на лояльность от наушников Beats или любого автопроизводителя.
Будущее и нации
Как бы ни относилась команда Нурмагомедова к бойцу из Ирландии по имени Конор, пока сложно представить соперника, который мог бы вызывать такой же ажиотаж и продавать столько же билетов и платных трансляций. Менеджер Хабиба Али Абдельазиз в интервью TMZ заявляет, что россиянин теперь должен зарабатывать от $50 млн за бой. Президент UFC Дэйна Уайт, комментируя это, устало смеется и говорит расплывчатое «они знают, что у нас есть $50 млн для них», но никто не называет фамилию следующего соперника.
Бой Хабиба с американцем Тони Фергюсоном пытались организовать четыре раза — не получилось: дважды травмировался один, дважды — другой. Фергюсон дрался перед Хабибом на UFC 229, и сразу после боя Нурмагомедова стало понятно, что они теперь живут на разных планетах. Даже если Тони Фергюсон на следующем взвешивании снова покажет прооперированное колено, намекая на свое быстрое восстановление, и будет кидать зрителям мяч для американского футбола, это оценят словом «прикольно», но не десятками миллионов долларов.
В бой Нурмагомедова с боксером Флойдом Мейвезером, о котором оба потенциальных участника оповестили инстаграм, не верит даже сам Мейвезер. На ринге Хабибу пришлось бы выглядеть очень плохо — такое шоу, пусть даже высокооплачиваемое, не по его характеру; а в клетке нет шансов у Флойда. 5 ноября ММА-промоушен Rizin анонсировал поединок Мейвезера с 20-летним японским кикбоксером Теньшином Насукавой в Токио 31 декабря. СМИ уже начали обсуждать финансовую сторону шоу — так, по данным журналиста Talksport.com Майкла Бенсона, эта гастроль должна была принести Флойду $88 млн, в том числе $62 млн гарантированного гонорара. Однако спустя пару дней Флойд в инстаграме опроверг договоренность о бое с Насукавой.
Скорый реванш Нурмагомедова и Макгрегора кажется слишком очевидным по результату и слишком нервным по организации — маловероятный сценарий.
Заинтересованная публика втайне надеется на бой Хабиба с 37-летним канадцем Жоржем Сен-Пьером. Атлетом невероятного уровня, но другой эпохи. Сен-Пьер был чемпионом в категории до 77,1 кг (категория Хабиба — 70,3 кг), защищал титул девять раз и при здравствующем хоккеисте Сидни Кросби мог побеждать в голосовании «Лучший спортсмен Канады». Ну и главное: шоу с участием Сен-Пьера — второе в списке самых посещаемых в истории UFC (30 апреля 2011 года турнир в Торонто собрал 55 724 зрителей). При этом Сен-Пьер уже подумывал о завершении карьеры, брал долгую паузу, провел только один бой с ноября 2013-го и не опускался в весовую категорию Хабиба.
Замотивировать UFC на организацию этого боя может Атлетическая комиссия штата Невада. 10 декабря состоится второе слушание, где Нурмагомедову могут запретить на какое-то время выступать в Лас-Вегасе. Бан на полгода не выглядит проблемой, а вот год дисквалификации — это уже слишком долго. Настолько продолжительное отстранение от боев в Неваде заставит Нурмагомедова и UFC полюбить Торонто или Монреаль, а 37-летнего Жоржа Сен-Пьера — тренироваться два раза в день на протяжении нескольких месяцев.