За последний месяц «Почта России» объявила сразу о нескольких крупных проектах. Главный из них — строительство 38 логистических центров общей площадью 400 000 кв. м в 34 городах. Инвестиции составят около 24 млрд рублей, половину из них вложит ВТБ. В компании говорят, что это позволит обеспечить быстрой доставкой более 80% населения страны — в тот же или на следующий день. Китайские магазины рады.
Золотой век российского интернет-ретейла
Звучит здорово, и планы вполне реалистичные. За последние пару лет «Почта России» значительно улучшила качество сервиса — если верить международным рейтингам, субъективным ощущениям и новостям компании. Если так и будет продолжаться, то люди начнут все чаще забирать заказы из почтовых отделений, а не из пунктов выдачи заказов (ПВЗ) частных компаний. Пока у последних выше качество сервиса, быстрее сроки доставки, а цены ниже. Зато у «Почты» есть одно неоспоримое конкурентное преимущество: присутствие практически во всех населенных пунктах. Такого нет и не будет ни у одной службы доставки или сети ПВЗ. А когда компания построит те самые 38 логистических центров, начнет быстро и дешево доставлять по всей стране товары и научит своих сотрудников улыбаться — российский рынок e-commerce может измениться до неузнаваемости. Это хорошо и для покупателей, и для магазинов. Первые получат качественную доставку в любой точке России. Вторые получат доступ к большему числу покупателей и смогут быстрее доставлять товар, оборачиваемость увеличится вместе с доходами. Все это грозит стать чуть ли не «золотым веком российского e-commerce»... Но нет.
Китайский российский рынок
Проблема в том, что есть еще китайские магазины и не очень понятная политика государства. Вот несколько красноречивых цифр. В 2017 году, по данным АКИТ, доля зарубежного сегмента на российском рынке e-commerce составила уже 36%. По итогам 2018 года цифра точно будет еще больше. По данным «Почты России», за первые три квартала число международных посылок выросло на 25%. При этом 94% всех зарубежных посылок, которые обработала «Почта России», приходятся на Китай. До конца года таких наберется больше 300 млн. Когда планы «Почты» по постройке логистических центров воплотятся в жизнь, китайские магазины получат еще больший доступ к российскому покупателю, чем сейчас. Более того, в сентябре предприятие объявило об открытии нового маршрута для поставок посылок из AliExpress. А по данным китайской компании, Россия входит в топ-3 крупнейших направлений магазина. Только что они впервые раскрыли статистику по доставкам в Россию: 20 млн россиян в год совершают покупки через AliExpress. В АКИТ ожидают, что выручка компании в 2018 году составит уже 212 млрд рублей.
Но и без этого в следующем году тенденция только усилится. С 1 января в России повышается НДС на 2%. Это значит, что в китайских интернет-магазинах будет еще на 2% выгоднее делать покупки. Зарубежные магазины до сих пор не облагаются в России никакими пошлинами, а порог беспошлинной трансграничной торговли хоть и планируют снизить, но еще не снизили, да и вряд ли это может сыграть ключевую роль в расстановке сил. Если ничего не изменится, через пару лет китайский интернет-ретейл начнет доминировать в России — и все это сделает своими руками российское государство.
Слабость Сибири
Хуже всего придется, конечно, региональным магазинам. Сейчас у них простая стратегия: купить в Москве за 10 рублей, привезти, допустим, в Новосибирск, продать за 20 рублей. Других возможностей нет, таковы особенности российской экономики. С развитием интернета и логистики новосибирский покупатель, конечно, предпочитает заказывать товар из Москвы за те же 10 рублей, доплатить за доставку, подождать неделю и получить точно такой же товар. Когда «Почта России» построит логистические центры, товары из Москвы в Новосибирск будут доставляться еще быстрее, а у местных магазинов будет еще меньше шансов выигрывать борьбу за покупателя. С одной стороны Москва и Питер, с другой — Китай.
Пока для жителей Урала и даже части Сибири и Дальнего Востока удобнее, когда заказы привозят из Москвы, а не из Китая. С новыми логистическими центрами преимущества в скорости и удобстве доставки российские магазины лишатся. У российского покупателя, который живет за Уралом, не останется ни одной причины, чтобы заказывать товары у российских, а не у китайских магазинов. Ассортимент шире, скорость доставки такая же или быстрее, а цены ниже просто потому, что они не платят никаких пошлин. Качество? Это довольно субъективное понятие, а в эпоху кризисов и падения покупательской способности выбор естественным образом делается в пользу более дешевого товара. Как люди, которые живут в Сибири и на Дальнем Востоке, летают отдыхать в Азию, а не в Европу, так и здесь: это ближе, проще и дешевле.
Угроза монополии
В итоге доля китайского e-commerce на российском рынке превысит 50% быстрее, чем вы думали. Без пошлин, НДС и необходимости проходить сертификацию, китайские игроки могут бесконечно долго демпинговать, чтобы победить локальных конкурентов. Как долго в таких условиях сможет существовать российский интернет-ретейл?
Выстраивается довольно простая цепочка. В России повышаются налоги, растут цены на бензин, аренду, и вообще все расходы увеличиваются. Магазины вынуждены поднимать цены. Спрос из-за этого снижается, покупатели еще больше отдают предпочтение заказу товаров в Китае. Российским магазинам становится работать еще невыгоднее, они закрываются, и освободившуюся нишу тут же занимает китайский ретейл. Вот и все. Сначала его доля станет больше 50%, потом больше 60% и так далее. Начнется монополия.
А что делает монополист? Он может делать, что хочет, потому что никто не может с ним конкурировать. Никто не помешает ему бесплатную доставку сделать платной. А почему бы не ужесточить условия возврата для покупателей? Ведь все те гибкие условия, которые есть сейчас, установились благодаря жесткой конкуренции за покупателя. И если в российском магазине вернуть товар довольно просто (по крайней мере понятно, как это сделать), и есть Роспотребнадзор, в который покупатель может пожаловаться, то как быть в случае с китайскими магазинами? Покупатели здесь не обладают такими преференциями, а китайские товары по закону не должны быть сертифицированы.
Равные условия для всех — это просто
Складывается ощущение, что лучше бы «Почта России» не строила свои терминалы. Это, конечно же, не так. Такие инвестиции в инфраструктуру могут действительно дать ускорение всему российскому e-commerce. Но с трансграничной торговлей надо что-то делать. Выход здесь простой, о котором давно говорят многие эксперты. Нужно всего лишь поставить всех игроков — и российских, и зарубежных — в более или менее равные условия. Если российские магазины платят налоги и пошлины, то пусть и иностранные магазины платят сопоставимые пошлины. Сейчас у них преимущество в 50% (российские магазины скоро будут платить 20% НДС, плюс почти 30% приходится на различные взносы) — это огромный гандикап. Пока же получается, что государство само стелет ковровую дорожку для китайских магазинов и вбивает гвозди (в виде НДС и отсутствия каких-либо пошлин для иностранцев) в крышку гроба российского интернет-ретейла.