Золотой лед. Ледокол «Лидер» обойдется бюджету в 99 млрд рублей
Строительство одного нового атомного ледокола «Лидер» обойдется российскому бюджету в 99 млрд рублей. Всего на судоверфи «Звезда», которую строят на Дальнем Востоке «Роснефть» и Газпромбанк, должно быть построено три таких ледокола. Об этом сообщила газета «Коммерсантъ» в понедельник, 15 октября, со ссылкой на доклад, направленный в правительство главой «Росатома» Алексеем Лихачевым 3 октября 2018 года. В указанную сумму не включен НДС, а также банковская гарантия, страхование и ядерное топливо для первой загрузки. Контракт на строительство первого ледокола планируется подписать до конца 2019 года, чтобы закладка судна произошла не позднее февраля 2020 года, а его сдача — в 2027 году. Начало строительства еще двух ледоколов запланировано на 2023 год.
Президент России Владимир Путин 11 сентября поддержал предложение полностью оплатить строительство трех ледоколов за счет средств федерального бюджета, отмечает издание. Но бюджетное финансирование начнется лишь в 2020 году. Для того, чтобы уложиться в сроки по закладке первого ледокола, «Роснефть» согласилась выделить верфи в 2019 году аванс в 3,5 млрд рублей на нулевой этап создания конструкторской документации, пишет газета со ссылкой на письмо вице-премьера Юрия Борисова и главы «Роснефти» Игоря Сечина от 6 сентября 2018 года (позднее аванс будет возмещен из бюджета). Минфин, Минэкономики и «Росатом» до ноября должны найти средства на банковскую гарантию, страхование на весь срок строительства и закупки ядерного топлива для первой загрузки. Еще 950 млн рублей будет выделено Минпромторгом на НИОКР по разработке системы электродвижения ледокола.
Грузопоток по Северному морскому пути к 2024 году должен достигнуть 80 млн т в год. При этом только «Новатэк» миллиардеров Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко планирует в 2026 году перевозить по Севморпути 43 млн т своего СПГ. К этому времени, приводит издание данные «Атомфлота», будут построены три ледокола серии «Арктика». Но будет исчерпан уже продлеваемый ранее ресурс ледоколов «Ямал», «Вайгач» и «Таймыр». Таким образом потребности в атомном ледоколе «Лидер» мощностью 120 МВт, который в состоянии обеспечить круглогодичную проводку судов по этому маршруту, велики.
Глава «Росатома» Лихачев ранее оценил расходы России на создание ледокольного флота к 2030 году в астрономическую сумму. «Вы знаете, сколько денег нужно? Полтриллиона рублей. Я почти уверен, что никакие полтриллиона рублей нам государство в чистом виде не даст», — заявил он в мае 2018 года.
От атомных подводных лодок к ледоколам
Судостроительный завод «Звезда» в бухте Большой Камень в Приморском крае специализировался на ремонте и модернизации российских атомных подводных лодок. В 2009 году на базе завода начал реализовываться проект по созданию центра гражданского судостроения. Судостроительный комплекс «Звезда» призван обеспечить рынок судами для освоения углеводородных месторождений на арктическом шельфе.
Проект начинали в 2009 году Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и южнокорейская компания Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME). В 2012 году DSME вышла из проекта. В 2015 году ОСК уступила 75% минус две акции Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, в который входили завод «Звезда» и еще несколько судостроительных площадок, консорциуму «Современные технологии судостроения», созданному структурами Газпромбанка (ООО «ГПБ-Промышленные инвестиции») и «Роснефти» (АО «РН-Транс»). В 2015 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России разрешила «Роснефтегазу» приобрести 89,02% акций АО «Современные технологии судостроения».
В марте 2018 года глава «Роснефти» Игорь Сечин оценил «суммарные инвестиции» в судостроительный комплекс «Звезда» в 200 млрд рублей. Поэтапный ввод в эксплуатацию комплекса «Звезда» должен быть завершен в конце 2024 года.
В 2014 году президент Путин поддержал идею концентрации шельфовых заказов на «Звезде», заявив, что нефтегазовые компании должны строить суда в России. В июле 2015 года глава «Роснефти» Игорь Сечин направил Путину письмо с предложением обязать российские нефтегазовые компании строить суда только на судоверфи «Звезда». Речь шла о введении специальных мер законодательного стимулирования для размещения всех заказов российских компаний, в том числе «Газпрома», «Новатэка», «Лукойла» и других, на строительство судов и морской техники в Дальневосточном центре судостроения и судоремонта (ДЦСС), основным активом которого является судоверфь «Звезда», сообщала газета «Коммерсантъ».
Путин тогда поручил правительству Дмитрия Медведева подготовить меры поддержки судостроения на основе предложений «Роснефти».