Федеральная таможенная служба предложила обложить пошлинами все покупки в интернете в зарубежных онлайн-магазинах. Более мягкий вариант ограничений подразумевает обязательный сбор только с тех товаров, которые стоят больше €100.
Российские компании давно ждут подобных изменений, однако дальше разговоров дело пока не заходило Между тем реальное введение пошлин может спровоцировать убытки государственного бюджета из-за необходимости контролировать взимание новых сборов.
Кто лоббирует сборы с покупателей
О снижении порога беспошлинных покупок говорили еще весной 2016 года, тогда обсуждали возможность снижения «верхней планки» суммы до €22 и 1 кг массы. В 2014 году началось обсуждение снижения порога до €150. В то время ограничения не были одобрены.
Тем временем на российский рынок электронной торговли вышли несколько местных игроков. В первую очередь стоит выделить площадку Goods и совместный проект Сбербанка и «Яндекс.Маркета» под названием Beru. В таких условиях лоббирование законопроекта возобновилось с новой силой.
Логично, что освобождение заграничных интернет-магазинов от таможенных платежей не устраивает игроков российского рынка, оплачивающих каждый оптовый ввоз товаров. В России все еще идет борьба за то, кто станет «российским Амазоном», а значит, продолжится лоббирование законов против Aliexpress и зарубежных западных площадок, продающих товары россиянам.
Государство также убеждено, что теряет деньги из-за необлагаемых налогом посылок из-за границы. Согласно подсчетам представителей Госдумы, в 2017 году бюджет недосчитался 130 млрд рублей. По логике депутатов, примерно столько могли бы заплатить зарубежные торговые площадки, если бы была предусмотрена уплата НДС и пошлин за небольшие покупки.
Но здесь все не так однозначно. По информации Ernst & Young, доходы в бюджет России за 2016 год от введения НДС с иностранных посылок могли бы составить 54,3 млрд рублей. При этом расходы на администрирование этих отправлений аналитики оценили в 80 млрд рублей.
К тому же повышение налогов и пошлин неминуемо ведет к росту цен и, как следствие, к росту нелегального (а значит, неподконтрольного налоговикам) оборота импортных товаров.
Иностранные площадки растут
Вряд ли для среднестатистического российского покупателя это нововведение повлечет серьезные перемены. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), даже замедление роста российского рынка интернет-торговли слабо сказалось на объемах трансграничных операций.
По итогам 2017 года объем заграничных покупок в общем объеме онлайн-торговли в России составил 36%, что на 3% больше показателей 2016 года. Источниками роста стали китайские и американские динамично развивающиеся площадки Aliexpress, Ebay, Pandao, Joom, Wish и др.
Среднестатистический покупатель уже не захочет отказываться от привычных дешевых продуктов: цены на китайские товары сверх лимита даже с пошлиной будут ниже средних по России. Сейчас покупатели подходят к выбору тщательно: долго изучают в сети информацию о товаре, отзывы, стараются найти товар на прилавках в офлайн-магазинах, чтобы оценить «вживую».
Только проделав этот путь, клиент принимает решение о покупке: выбирает, что купить и где купить. Введение пошлин не изменит стратегии покупателей, ориентированных на цену. Такие люди просто начнут грамотнее планировать расходы: помесячно и по возможности без пошлин.
Введение ограничений скажется и на рынке интернет-торговли в целом. Сейчас средний чек российского покупателя на китайских сайтах составляет около 800 рублей (примерно €11), а в других заграничных магазинах россияне покупают в среднем на сумму 3300 рублей (примерно €45), что явно не дотягивает до предлагаемого в правительстве порога.
Большинство клиентов Aliexpress покупают не дорогие смартфоны или громоздкую технику, а дешевые товары. За серьезными покупками отправляются на нишевые онлайн-площадки, где средний чек, согласно подсчетам «Яндекса», доходит до 7000 рублей. Взаимодействовать с этими площадками в ближайшей перспективе будет все удобнее.
Как и почему растет онлайн-торговля
Согласно статистике, представленной АКИТ, объем рынка онлайн-торговли в России в 2017 году не превысил 4% от суммарных продаж по стране. За тот же период в США этот показатель составляет около 10%. В плане развития онлайн-торговли Россия отстает от передовых стран на пять-семь лет.
Тем не менее рост объема электронной коммерции в России до 10% от общего объема торговли (как в развитых странах) ожидают очень многие игроки рынка в перспективе трех-четырех лет. В стране появляется все больше серьезных торговых площадок. Развивается уровень сервиса, скорость и качество доставки. Во многих маркетплейсах обещают доставку в пределах региона в течение суток даже при наличии в корзине товаров от разных поставщиков.
Рост электронной торговли остается колоссальным: по итогам 2017 года количество продаж увеличилось на 25% – это максимальный показатель, которого удалось достичь с 2014 года. Даже при условии падения среднего чека в денежном выражении продажи российских интернет-магазинов растут быстрее, чем у заграничных. Откуда приходят покупатели? Скорее всего, переходят из офлайна в онлайн: оборот в традиционной рознице падает, а онлайн-рынок постоянно растет.
Российскому рынку электронной коммерции есть куда расти – и сильно расти. Компания GROTEM проанализировала источники выгрузки заказов российских интернет-магазинов и пришла к неутешительным выводам: уровень автоматизации достаточно низок.
46% магазинов загружают заказы вручную из Excel, 37% работают с продуктами 1С, и только 11% пользуются современными средствами выгрузки (CMS, CRM и ERP). Автоматизация процессов — следующий необходимый шаг на пути развития рынка электронной торговли.
Чем больше процессов автоматизировано, тем быстрее происходят все операции: поступление и обработка заказа, сборка и отправление посылки, доставка и оплата товара. Чем меньше вопросов нужно решать «вручную», тем лучший уровень сервиса может предоставить площадка. Многим российским интернет-магазинам только предстоит это реализовать.
Как реагируют китайцы
Alibaba Group, сверхкрупный онлайн-магазин из Китая, готов к грядущим изменениям. Компания открывает по России склады, распределительные центры и офисы по техподдержке. Налаживает сотрудничество с «Почтой России», которая только в 2017 году обработала 365 млн международных и российских отправлений с товарными вложениями. Если главный почтовый оператор страны сохранит темпы роста, то к концу 2018 года сможет доставить около 450 млн посылок.
К тому же именно «Почте России» предстоит оформление посылок и регулирование взимания пошлин. Так что со стороны Alibaba Group тоже происходит нормальное лоббирование своих интересов.
В конечном итоге снижение беспошлинного порога не остановит покупки из-за рубежа – разве что покупателям придется более вдумчиво выбирать продавца и условия продажи. Российские ретейлеры, со своей стороны, будут вынуждены догонять уровень сервиса иностранных торговых площадок.
Количество крупных серьезных компаний в российской среде онлайн-торговли постоянно растет, уровень их сервиса повышается. Это позволяет прогнозировать рост российского рынка электронной коммерции в два-три раза в ближайшие три-четыре года – предположительно до $40-50 млрд в год к 2022 году. При этом доля иностранных продавцов на рынке должна сохраниться в пределах 30-40% от общей суммы.