Неизбежная труба. «Газпром» и «Нафтогаз» начали переговоры о новом транзитном контракте
«Газпром» и «Нафтогаз» приступили к переговорам по условиям нового контракта о транзите российского природного газа через территорию Украины в Европу, который заменит действующий контракт, истекающий в конце 2019 года. Об этом сообщила в среду, 11 апреля, газета «Ведомости» со ссылкой на два источника, близкие к переговаривающимся сторонам. Они подчеркнули, что речь идет именно об условиях нового контракта на транзит газа с 2020 года, а не о пересмотре положений существующего документа.
«Мы не комментируем эту информацию», — сообщил Forbes представитель департамента по корпоративным коммуникациям «Нафтогаза Украины».
Один из источников «Ведомостей», близкий к «Нафтогазу», отметил, что вопрос о продолжении транзита после 2019 года был поднят на встрече представителей двух компаний несколько недель назад. В ходе встречи украинская сторона поинтересовалась, что в понимании «Газпрома» означают «привлекательные коммерческие условия», но российская сторона четкого ответа на этот вопрос пока не дала. Другой собеседник газеты подтвердил, что контакты по периоду после 2019 года начались. Источники издания отметили, что переговоры «Газпрома» и «Нафтогаза» находятся в самой ранней стадии, и не стали уточнять, какие условия украинского транзита обсуждаются.
Партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин считает, что нельзя связывать сообщения о переговорах «Газпрома» и «Нафтогаза» по транзиту газа с требованиями к России со стороны канцлера Германии Ангелы Меркель, которая напрямую увязала судьбу нового газопровода «Северный поток — 2» с будущим транзитом. «Меркель тут ни при чем, она просто спасает свое лицо, так как Германия уже дала все свои разрешения на «Северный поток — 2», — заявил Крутихин в ответ на вопрос Forbes.
Он отметил, что без транзитного соглашения «Газпрома» с «Нафтогазом» после 2019 года никак не обойтись. «Это неизбежность», — подчеркнул Крутихин и пояснил, что без украинского транзита, даже при осуществлении мечты «Газпрома» о новых газопроводах на Балтике и Черном море, все равно будет необходимо пользоваться территорией Украины для транзита. Во-первых, есть государства-получатели газа, которой находятся непосредственно за Украиной. Кроме того, есть такие страны как Италия — крупный потребитель российского газа, который приходится доставлять туда через Украину.
Судебные тяжбы
Действующий контракт на транзит газа был заключен в январе 2009 года и вместе с другим контрактом — о поставках российского газа на Украину — был подписан Юлией Тимошенко, в тот момент занимавшей пост украинского премьер-министр, и Владимиром Путиным, возглавлявшим тогда российское правительство.
После смены власти в Киеве в марте 2014 года, присоединения Крыма к России и резкого обострения двусторонних отношений «Нафтогаз» и «Газпром» в июне 2014 года подали в Стокгольмский арбитраж встречные иски. По одному делу, связанному с контрактом на куплю-продажу газа, «Нафтогаз» требовал возместить переплату за газ, приобретенный украинской стороной с 20 мая 2011 года по октябрь 2015 года, в размере $14,1 млрд (с учетом штрафов и пени — $17,9 млрд). Другой иск касается условий транзита газа, по которому «Газпром» должен бы прокачивать через территорию Украины 110 млрд куб. м газа в год. Общая сумма исковых требований «Нафтогаза» к «Газпрому» достигла $26,6 млрд.
«Газпром» требовал погасить неоплаченные счета в размере $2,9 млрд, а также оплатить непоставленный газ в рамках условия «бери или плати» на сумму в $42,8 млрд (контракт от 2009 года предусматривает, что «Нафтогаз» обязан выкупать не менее 41,6 млрд куб. м газа в год).
В декабре 2017 года и в феврале 2018 года Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма вынес решения по двум спорам «Газпрома» и «Нафтогаза». Стокгольмский арбитраж в целом удовлетворил требования «Нафтогаза» к «Газпрому», обязав российскую компанию выплатить украинской стороне за недопоставку газа по транзитному договору $4,63 млрд (с учетом встречных требований сумма была снижена до $2,56 млрд), но отклонив требования «Нафтогаза» по увеличению тарифа на транзит газа. «Газпром» тогда заявил, что вынесенные решения создали дисбаланс в пользу Киева и пообещал обжаловать эти решения, а также расторгнуть сами контракты через суд.
5 марта 2018 года российская компания направила «Нафтогазу» официальное уведомление о начале процедуры расторжения контрактов. Неделю спустя, 13 марта, глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым, что расторжение контрактов с «Нафтогазом» необходимо в том числе для того, чтобы избежать будущих штрафов за транзит через Украину в объеме менее 110 млрд куб. м в год.
«Мы категорически против того, чтобы за наш счет решались экономические проблемы Украины. В такой ситуации продолжение действия контрактов для «Газпрома» является экономически нецелесообразным и невыгодным», — говорил Миллер. По его словам, процесс расторжения контрактов займет полтора-два года.
«Ничего не произойдет, контракт будет действовать до конца 2019 года», – заявил по поводу стремления «Газпрома» расторгнуть соглашение добавлял коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко.
Несмотря на несогласие с решением Стокгольма «Газпром» уже отразил в своей финансовой отчетности за 2017 год (опубликована 30 марта 2018 года) полную сумму под штраф по транзитному контракту с «Нафтогазом» в размере $4,673 млрд. Расход в 272,943 млрд рублей признан в балансе «Газпрома» по статье «штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров».
Транзит и «Северный поток — 2»
Позиция Украины, рассчитывающей на продолжение транзита российского газа в Европу через свою территорию и после 2019 года (Киев оценивает ущерб от остановки транзита в $3 млрд), была поддержана в том числе Германией, которая является одной из самых заинтересованных стран в проекте газопровода «Северный поток — 2».
10 апреля канцлер Германии Ангела Меркель заявила в телефонном разговоре с президентом Владимиром Путиным, что проект нового газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря не будет осуществлен без определения судьбы транзита российского газа через территорию Украины. «Я четко обозначила, что проект «Северный поток — 2» без создания у нас ясности по поводу роли украинского транзита, с нашей точки зрения, невозможен, — заявила Меркель (цитата по агентству ТАСС). — Поэтому, как вы видите, это — не просто экономический проект, здесь играют роль и политические факторы».
Канцлер Германии уточнила, что Берлин принял во внимание мнение президента Украины по поводу газопровода «Северный поток-2» и передала взволнованность Киева по этому вопросу главе российского государства.
Экспорт российского газа в страны ЕС вырос в 2017 году на 8,4% и достиг 194,4 млрд куб. м (доля «Газпрома» на рынке ЕС увеличилась при этом с 33,1% до 34,7%). Через Украину прокачивается около половины потребляемого Европой российского газа — 94 млрд куб. м газа в год.