К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Свое место: как офис помогает собрать команду мечты

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В 1990-е годы российские офисы оформляли в стиле «дорого и богато», чуть позже — «бедненько, но стильно». Сейчас оформление рабочего пространства призвано поражать уже не посетителей, а самих сотрудников

Мы все помним офисы в стиле «тяжелого люкса» —  в «породистых» темных тонах, с большим количеством натурального дерева и камня. Они были особенно популярны в девяностые и первые годы нулевых, когда в России, собственно, появлялись первые офисы. Разумеется, после прокуренных кабинетов условного НИИ с советской мебелью и линолеумом всем хотелось на космической скорости въехать в капитализм, и ничто лучше не олицетворяло его, как новые «статусные» кабинеты с книгами в золотых переплетах и кофемашинами.

Были тогда и другие офисы — так называемый «евростандарт», с преобладанием ярко-синего, зеленого и даже ярко-розового. Это также следствие усталости от плановой экономики: бывшим советским людям казалось, что в «свободной» Швеции или Дании все «продвинутые» офисы именно такие. Однако от ярких цветов пришлось быстро отказаться: без ущерба для самочувствия в них можно было находиться только недолгим посетителям, а сотрудники жаловались на усталость и головную боль.

Уже к началу десятых «наряжать» офисы, создавать в них «пафос» продолжали лишь банкиры, юристы, компании нефтянки и газа. Всем остальным архитектурные журналы и дизайнеры советуют «поскорее переодеться», став как можно более «френдли». В итоге российские офисы накрывает бум света и стекла. Среднестатистический московский или петербургский офис в те годы непременно белый, с большим количеством стеклянных перегородок и светлых поверхностей.

 

Сейчас же мы наблюдаем третью волну моды: офис конца десятых должен быть настолько эффектным и функциональным, чтобы он смог выиграть битву за кадры.

Кадровое побоище

Мало кто предполагал, что всего за тридцать лет капитализма одним из критериев выбора нового места работы в России станет не только зарплата и социальный пакет, но и офис как таковой. Практически все крупные (особенно с европейской, американской и канадской айдентикой) компании при описании плюсов кандидатам в первой тройке приводят офис.

 

Например, год назад IBM заявила о том, что эксперимент с переводом сотрудников на удаленку провален, однако для стимулирования возвращения и приема новых сотрудников «в офисную семью» компания потратила $750 млн. Специалистам не только предлагались на выбор рабочие места в Атланте, Остине, Бостоне, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Роли, но можно было проголосовать за «любимое» место в новом офисе и занять именно его.

Best Buy, в свою очередь, также предложила 5000 сотрудников вернуться в офис, выбрав для себя наиболее удобный график, район и стол. О «политике возвращения» заявили и крупнейшие пиар-агентства, рекламисты и другие традиционно «свободные» от офисов бизнесы. Все они также совершили настоящую революцию в собственных офисных пространствах: перестройке и ремонтам в итоге подверглось все, от рабочих мест, где поставили эргономичную мебель, до туалетов, кухонь и террас. Сотрудникам создали новые «комнаты перезагрузки», выписали тайских массажистов, профессиональных бариста и даже мишленовских поваров — всё и все должны теперь работать на то, чтобы в офис хотелось приходить и не хотелось уходить.

В России мода на «офис как дом» началась вместе с выходом на рынок поколения миллениалов, специалистов поколения Y, родившихся в середине восьмидесятых и позже. Эти сотрудники меньше всего в принципе хотят работать в офисе, выбирая удаленный график, а если и хотят, то это точно должен быть «суперофис». Во имя такого офиса они — кстати, впервые в истории российского кадрового рынка и рынка офисной недвижимости — готовы даже немного потерять в зарплате. И если такой кандидат приходит на собеседование в один офис и видит там хорошую кофемашину, свежевыжатый сок в круглосуточном доступе, «мягкие» материалы, душевые кабины и даже спальные места, а в другом — недорогой капсульный кофе, кулер с водой и «холодные» пространства, — будьте уверены, он выберет первый.

 

«Умный» офисный проект, впрочем, повышает не только лояльность и вовлеченность, но и производительность, об этом заявили практически все переоборудовавшие свои офисы компании.

Тише, еще тише

«Офисная мода» ближайших двадцати лет в России будет подчинена повышению комфорта во всех смыслах — от акустического до визуального. Новое поколение живет под девизами «Время — самый невосполнимый ресурс» и «За окном вашего офиса проходит жизнь». Собственники компаний знают об этом как никто другой, поэтому придумали свой девиз для бизнес-центров: у нас меньше работы и больше рекреации.

Это, разумеется, не значит, что работы стало меньше в прямом смысле — ее, может быть, стало даже больше. Однако, повторюсь, российские компании научились сочинять красивую упаковку для тех, кто ходить в офис совсем не хочет, но нужен компании в «постоянном доступе». И если вы зайдете сейчас к какому-нибудь IT-разработчику, то не сразу и поймете, что это офис!

Удивить или настроить

«Одомашнивание» офисов с максимальной кастомизацией всех зон — от туалетов до переговорных — стало для всех строителей и архитекторов своеобразным «поездом в будущее». При этом в России сохраняется очень много так называемых традиционных компаний, которые по-прежнему хотят видеть «классические» офисы. Впрочем, и для тех и для других все более характерно желание удивить своим офисом, довести до определенной степени абсурда те или иные визуальные характеристики пространства. Что ж, желание понятное — эпатаж притягивает внимание, помогает «продавать»  позиции успешным кандидатам и т. д. Но есть и другая сторона: часто «эффектное» отнюдь не означает «удобное». А последнее важнее в том числе и с точки зрения последующего удержания персонала. Согласитесь, вряд ли в гамаках или на полу будет сидеть бухгалтерия даже самой неформальной корпоративной структуры...

— Цвет

 

Чтобы не пуститься во все тяжкие с выбором цветовой гаммы офиса, стоит отталкиваться от зонирования. Шоу-рум, переговорные, «продающие» зоны могут быть самых ярких цветов и оттенков, однако во всех остальных рабочих пространствах нужна «проверенная природная классика».

 Форма

Самые эффективные формы для офисов — также старые-добрые квадрат и прямоугольник. Конечно, круг или треугольник выглядят интереснее, вы, собственно, и получаете тот самый wow-эффект. Но вместе с ним и фактор «мертвых» зон, пространства, где нельзя поставить ничего, кроме комнатного растения, причем арендовать площадь под это растение вы, возможно, будете по цене хорошей машины...

— Материалы

 

Схожая ситуация и с материалами. Исторически многие очень любят «чистые» матовые поверхности, однако черный матовый камень на полу в любое время года моментально покрывается белым налетом, а швы и вовсе становятся мышиного цвета. Вывод: если вы не планируете принимать на работу уборщицу с проживанием, выбирайте цвета, которые архитекторы классифицируют как «уже грязные» (например, серый).

Еще один материал, довольно часто становящийся проблемой, — деревянный пол. Несмотря на то что сейчас настали времена «свободных» офисов, дресс-код в большинстве компаний никто не отменял, и как минимум половина сотрудниц носит туфли на высоком каблуке или шпильках, которые будут оставлять на таком полу малопривлекательный «след в истории». Это, разумеется, не значит, что вам нужно отказаться от эффектного дерева, это значит, что нужно быть готовым к его обслуживанию.

То же самое с темными потолками, которые столь красивы, когда новые, но буквально за месяц покрываются пылью. Протирать же их «мокрым способом» нельзя — у материалов начинается линька, а собственник получает в итоге предательские разводы и пятна.

В российских офисах очень любят и «воздушные» стеклянные перегородки. Да, это действительно «легко и летяще», но напрочь лишает пространство минимального акустического и визуального комфорта: все вокруг вас слышат, и все вокруг видят, что у вас на мониторе. Последнее совершенно неуместно, скажем, для отделов продаж или юристов; вдвойне печально, что компании осознают проблему зачастую на стадии уже «обитаемого» офиса.

 

Еще одна ловушка — вентиляция, на которую большинство собственников также начинают обращать внимание слишком поздно, а именно когда она дает сбой. Между тем это вообще первое, о чем нужно позаботиться при проектировании, потому что гудящая вентиляционная система сведет вас с ума за три дня, превратив работу в затянувшийся трансатлантический перелет...

Максимум возможных проблем можно предотвратить на так называемой бумажной стадии, просто собравшись сразу со всеми экспертами: архитекторами, строителями и специалистами, которые все это будут обслуживать. Тогда вы не закажете роскошный деревянный потолок, забыв оставить в нем лючки для фильтров; избавите себя и от глубоких навесных шкафчиков на кухне на высоте метр семьдесят (добраться в них можно будет, только имея рост 2,5 м) и не забудете про максимум розеток как можно ближе к полу. Да, сейчас тренд к максимальной оптимизации и экономии пространства, но при одном условии — в итоге все равно должен получиться самый дружелюбный и конкурентоспособный на кадровом рынке офис.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+