Основным событием года для будущего мирового рынка нефти стало прозвучавшее в первой декаде сентября заявление министра индустрии и информационных технологий Китая Синь Гобин о том, что правительство Китая согласовывает с другими заинтересованными инстанциями дату окончательного запрета на продажи автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Обратите внимание — не сам запрет, а дату введения такового.
Вслед за чем «история понеслась вскачь, стуча копытами по черепам дураков»: уже на второй день после заявления китайского министра крупнейший в мире автопроизводитель, сильно пострадавший в ходе недавнего «дизельгейта» немецкий Volkswagen заявил, что с 2030 года будет выпускать исключительно электромобили, для чего инвестирует €20 млрд в свою программу электромобилей и еще €50 млрд потратит на закупку батарей для таковых; тремя неделями позже о переходе в «обозримом будущем» на электромобили заявил крупнейший автопроизводитель Северной Америки — концерн General Motors, еще неделей позже, презентуя обновленную стратегию компании.
Ставка на электромобили
Новый глава второго представителя североамериканской «большой тройки» заявил о том, что Ford делает ставку на электромобили, снимая $4,5 млрд с проектов с ДВС, и наконец в конце октябре второй в мире автопроизводитель, японская Toyota изменила утвержденную в 2015 году стратегию и объявила, что полностью откажется от двигателя внутреннего сгорания не к 2050, а к 2040 году.
О том, что откажутся от двигателя внутреннего сгорания также заявили: японская Mazda (в первой половине 2030-х годов), немецкий Opel (при продажах на рынке Европы с 2024 года), шведская Volvo (с 2019 года), франко-японский альянс Renault — Nissan, чей глава Карлос Гон, презентуя в сентябре план развития электрического и автономного транспорта до 2022 года, заявил: «К 2040 году дизельного и бензинового транспорта не останется».
Не стоит забывать, что в апреле глава японского правительства поставил перед автомобильной отраслью страны цель отказаться от ископаемого топлива и перейти на водородный двигатель, вслед за чем все японские автокомпании объединились в альянс по выстраиванию единой для всей страны инфраструктуры водородных «заправок». О том, что между 2025 и 2040 годами они откажутся от использования двигателя внутреннего сгорания, заявили правительства Великобритании, Франции, Италии, Нидерландов, Норвегии. Правительство Индии обсуждает план перевода с 2030 года всего автотранспорта страны на электромобили.
Если суммировать, то выходит, что три из четырех крупнейших рынков — Китай, Европа, Япония — уже потеряны для автомобилей на ДВС. Ускорило процесс то, что европейские власти кинулись догонять Китай, и в начале ноября, «чтобы не утратить технологическое лидерство», Еврокомиссия предложила сократить на 30% к 2030 году нормы выброса СО2 — в сравнении с 2021-м, что означает сокращение выбросов CO2 с нынешних 130 г/км до 66,5г/км в 2030-м. То есть практически в два раза, с помощью этой меры Еврокомиссия рассчитывает добиться того, чтобы «к 2030 году 30% новых автомобилей были оснащены электродвигателями или иными альтернативными моторами».
Даже ОПЕК, у которой, как мы все понимаем, самый консервативный взгляд на электромобилизацию мирового автопарка, в своем прогнозе указала, что с 2035 года отказ от двигателя внутреннего сгорания положит начало непрерывному сокращению потребления нефти, которое к 2040 году сократится на 3-5%. Но, как это водится у ОПЕК, к ложке дегтя в своем прогнозе оно добавило бочку меда: на взгляд его аналитиков, спрос на нефть в период 2018-2035 гг. вырастет на треть.
Вслед за этим стало известно, что все тот же Volkswagen инвестирует $12 млрд в производство электромобилей в Китае, с тем, чтобы, начав производство в 2018 году, к 2025-му довести его до 1,5 млн шт., доведя модельный ряд до 40 марок электромобилей (т. е. практически повторив всю свою линейку автомобилей с ДВС). Всего же эта компания намерена в 2025 году производить 2,5 млн электромобилей.
Отличился и Ford, объявивший о том, что к 2021 году продублирует в виде электромобилей 40% своего модельного ряда. Немецкая BMW (выпуск в 2016-м — 2,5 млн автомобилей) раскрыла планы по развитию электрифицированной линейки бренда до 2025 года: планируется нарастить объем реализуемых электрокаров и гибридов до 25% к этому времени.
Китайские инвестиции
И тут Китай взорвал «вторую бомбу»: 9 декабря Changan — один из крупнейших автопроизводителей (выпуск — 1,4 млн авто в год) — объявил об инвестициях в размере $15 млрд в электромобили и о том, что компания полностью прекратит продажи автомобилей с бензиновыми двигателями в Пекине к 2020 году, а в стране в целом — к 2025 году.
14 декабря глава китайского государственного автогиганта Beijing Automotive Group (пятая по величине автомобильная группа компаний в Китае) Сюй Хэйи заявил, что компания полностью прекратит продажи автомобилей с бензиновыми двигателями в Пекине к 2020 году, а в стране в целом — к 2025 году. Китайская Geely тут же объявила о намерении начать выпуск электромобилей уже с 2019 года.
Бедной Toyota, которая вовсе не хотела повторить судьбу финской Nokia (первый смартфон разработала именно она, но руководство компании признало изобретение бесперспективным), пришлось уже второй раз за два месяца срочно менять планы, и 18 декабря японский автогигант заявляет о том, что к 2025 году продублирует электромобилями весь свой огромный модельный ряд, а в 2030-м будет выпускать не менее 5,5 млн электромобилей и гибридов и до 2030 года инвестировать $13,3 млрд в выпуск батарей.
Китайская Geely тут же объявила о намерении начать выпуск электромобилей уже с 2019 года. В сухом остатке: если озвученные автопроизводителями планы будут выполнены, то в 2025 году будет выпущено от 10 млн до 15 млн электромобилей и гибридов (10-15% мирового выпуска автомобилей в 2016 году). Причем речь идет об озвученных на конец 2017 года планах. До 2025 года еще семь лет. И, скорее всего, каждый год цифры будут лишь возрастать.
Рынок авто
Если взять список крупнейших мировых автопроизводителей за 2016 год, то выходит, что в 2017 году о будущем отказе от использования двигателя внутреннего сгорания заявили номера 1,3 и 5 списка (Volkswagen, Renault Nissan, General Motors), номера 2 и 6 (Toyota и Ford) заявили о том, что делают ставку на электромобили и намерены в кратчайшие сроки сравнять модельные ряды электромобилей и авто на ДВС и столь же резко увеличить выпуск электроавтомобилей. Volkswagen, Renault Nissan, General Motors в 2016-м совокупно произвели 26,5 млн новых автомобилей, Toyota и Ford — еще 16,2 млн. Это не считая BMW, Mazda, Opel, Volvo и китайских производителей с их миллионными продажами. Всего в 2016 году в мире было произведено 95 млн автотранспортных средств.
Для понимания: согласно данным все того же ОПЕК, автотранспорт потребляет 44% производимой в мире нефти. Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью утверждать, что переход мирового автопарка на электродвигатель начался гораздо скорее ожидаемого и, судя по взятому темпу, пройдет гораздо быстрее ожидаемого. Под ударом — те самые 44% мирового потребления нефти. В выигрыше — производители лития, кобальта, меди и газа вместе со всей отраслью солнечной и ветряной электроэнергетики.
Таким образом, для мирового рынка нефти ситуация выглядит следующим образом: на тактическом уровне потолок цены нефти ставит сланцевая нефтедобыча, на стратегическом уровне — стартовавший в 2017 году переход мирового автопарка на электродвигатель (как вариант — водородный двигатель) на горизонте в полтора-два десятилетия способен сократить мировой спрос на нефть на треть или даже более.