Распродажа на $35 млрд: Суверенный фонд Норвегии избавляется от акций нефтегазовых гигантов
Суверенный фонд Норвегии, активы которого превышают $1 трлн, отказывается от вложений в нефтегазовый сектор и выставляет на продажу свои акции нефтегазовых компаний мира совокупной стоимостью более $35 млрд. Более $20 млрд долларов из этого объема — ценные бумаги таких флагманов нефтегазового бизнеса, как Eni SpA, PetroChina, Total, Shell и «Газпром». Если продажа будет одобрена норвежским Министерством финансов, на рынке окажутся миллионы акций нефтегазовых гигантов. Министерство финансов Норвегии заявило, что изучит план и примет решение в самое ближайшее время — «осенью 2018 года».
По подсчетам фонда прибыль от нефтегазового сектора существенно падает из-за того, что дешевеют углеводороды. Сейчас на нефтегазовые активы в норвежском фонде приходится 6% инвестиций (или порядка $37 млрд). Среди прочего это пакеты российских компаний — это «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Новатэк», «Лукойл», «Газпром нефть» и «Башнефть».
Норвегия намерена сделать свою экономику «менее уязвимой» и подверженной колебаниям цен на нефть. Кроме того, суверенный фонд получит возможность вложить капитал в возобновляемые источники энергии и различные инфраструктурные проекты.
Сигнал для инвестиционного сообщества
Сам факт того, что Банк Норвегии рекомендовал исключить акции нефтегазовых компаний из портфеля Норвежского суверенного инвестиционного фонда имеет огромное значение для всех стран, экономики которых зависят от нефтегазового сектора, рассказал Forbes руководитель Asset Management Club НИУ ВШЭ, финансовый аналитик нефтяной компании «Мангазея» Сергей Пигарев. По его мнению, для России — экспортера углеводородов №1 в мире, влияние будет достаточно значительным.
«В краткосрочной перспективе решение фонда и соответствующая распродажа активов вызовет снижение котировок акций компаний нефтегазового сектора, бумаги которых находятся в его портфеле. В том числе под давлением окажутся акции «Газпрома», — отметил эксперт.
Если акции нефтегазовых компаний пойдут вниз, а фокус инвестиционной активности сместится на ВИЭ, то нефтяная отрасль так и не сможет восстановить докризисные объемы инвестиций в разведку и освоение новых месторождений, полагает генеральный директор УК «Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев: это создает предпосылки для некоторого дефицита сырой нефти на рынке в ближайшие несколько лет
На цену нефти решение повлиять не должно, подчеркивает Сергей Пигарев: «Спрос растет и, если решение об ограничении добычи «ОПЕК+» будет действовать весь следующий год, котировки могут остаться вблизи текущих уровней».
Как объяснил Forbes Артем Малов, старший аналитик Энергетического центра бизнес-школы «Сколково», для России, впрочем, как и для других стран, решение норвежского суверенного фонда может означать, что консервативный подход к инвестированию в акции крупнейших энергетических компаний больше не представляется привлекательным. Возможно, еще одна важная причина также кроется в высокой волатильности мировых цен на нефть и фонд хочет перераспределить свои активы в более перспективные направления. Однако, по мнению Малова, решение о продаже акций на фоне дорожающей нефти выглядит несвоевременным.
Фондовый рынок и цены на нефть
Рынок акций уже отреагировал на данное заявление, отмечает Малов: акции компаний Shell, ENI и BP упали в среднем на 1,5%, но, скорее всего, это краткосрочный эффект. Акции же российских нефтегазовых компаний пока показывают осторожный рост вслед за ценой на нефть: «Акции «Газпрома» также показывают растущий тренд и в краткосрочной перспективе проблем для российского рынка не предвидится. Возможно, норвежский фонд будет постепенно распродавать акции и эффект от их продажи будет сглажен».
Однако, по словам Пигарева, в долгосрочной перспективе для нефтегазового сектора ситуация выглядит достаточно мрачно. Норвежский фонд не первый рассматривает возможность отказа от инвестиций в ископаемое топливо (нефть, газ и уголь). От инвестиций в углеводороды отказываются крупные банки и правительства стран, однако пока это были единичные случаи.
Вероятно, решение Норвегии, если таковое будет принято, способно вызвать «цепную реакцию»: «Постепенно все больше компаний и правительств будут отказываться не только от инвестиций в сектор углеводородов, но и от использования ископаемого топлива (в том числе двигателей внутреннего сгорания). Огромные средства, высвобождаемые при отказе от инвестиций в нефть и газ, скорее всего частично будут вложены в развитие возобновляемых источников энергии и электротранспорта, что ускорит закат эры доминирования ископаемого топлива в мировом энергобалансе».