Заветная гринкарта. Как инвестировать в США и не потерять все деньги
Несмотря на несколько потускневший образ американской мечты, жесткий налоговый режим и серьезные последствия, грозящие в случае его нарушения, желающих переехать в США не убавляется, а грин-карт продолжает оставаться заветной мечтой многих жителей планеты.
Те, кто интересовался вопросом возможных путей получения вида на жительство в Америке, знают, что один из заготовленных вариантов, которые иммиграционные адвокаты предлагают потенциальным клиентам на первой консультации — инвестиционная виза ЕВ5. Для занятого человека, не желающего кардинально менять образ жизни и расставаться с источниками дохода на родине, привлекательность EB5 очевидна: это пассивная инвестиция, не требующая от вкладчика усилий в управлении бизнесом в США.
Идея купли-продажи гринкарты не нова: программа ЕВ5 появилась еще в 1990 году, когда Конгресс США преследовал цель стимулировать экономику, подстегнуть иностранные инвестиции, создать дополнительные рабочие места, и ЕВ5 представлялась отличным механизмом ее достижения. До 2008-го года она не пользовалась большой популярностью, но после обвала рынков и банковского кризиса стала очень востребована как спасительная соломинка для задыхающихся от дефицита финансирования девелоперов.
Как это работает
Программа действительно работает. Можно с уверенностью сказать, что строительным бумом последних лет, охватившим мегаполисы вроде Нью-Йорка, Майами, Лос-Анджелеса, Америка не в последнюю очередь обязана доступным иностранным инвестициям, с помощью которых реализуются самые смелые проекты.
За миллион долларов, вложенных в новое коммерческое предприятие и создавших десять рабочих мест, иностранный инвестор премируется возможностью быстро получить статус постоянного резидента США, обойдя огромное количество годами ожидающих очереди людей. Планка инвестиции снижается до пятисот тысяч, если проект находится на территории, особо нуждающейся в привлечении новых рабочих мест (речь в данном случае идет, как правило, о глухой провинции и экономически отстающих районах страны).
Помещаемый капитал должен быть приобретен законным путем, и инвестиция не может быть гарантирована, а должна быть подвержена риску. По приблизительным подсчетам, с 2012-го года посредством таких инвестиций в американскую экономику влилось около $8,7 млрд.
Ежегодная квота на EB5 — десять тысяч заявлений, порядка девяноста процентов которых сейчас приходится на инвесторов из Азии, где процесс привлечения потенциальных клиентов поставлен на широкую ногу. Эшелоны представителей девелоперских компаний, оценивших возможности практически бесплатного EB5 капитала, постоянно идут на восток, в Китай и Вьетнам.
В таком маркетинге были замечены даже родственники президента Трампа, семья Кушнер, весьма преуспевшая в девелоперской деятельности. Сестра Джареда Кушнера, зятя президента, недавно лично посетила Пекин и рекламировала строительный проект в Нью-Джерси аудитории потенциальных инвесторов, чем вновь привлекла внимание к программе со стороны прессы и законодательного крыла власти.
Скандалы с гринкартами
Россия, хотя и не лидирует по числу EB5 инвестиций, тоже не обойдена заботой владельцев проектов. Их представители, часто в команде с юристами, специализирующими на оформлении инвестиционной визы, регулярно посещают Москву и регионы в поисках желающих относительно недорого приобрести гринкарту в Америке. Презентации, конференции, рекламные брошюры — на весь этот маркетинг юристами и девелоперами охотно тратятся значительные средства. Но серия скандалов, разразившихся за последние несколько лет вокруг индустрии EB5, обнажила недостатки существующей системы.
Крупнейший из них связан с вермонтским проектом Jay Peak, который долгое время считался «золотым стандартом», образцовым примером эффекта инвестиционной программы и пользовался высокой степенью доверия со стороны иммиграционных юристов. Jay Peak покровительствовали губернатор штата Вермонт Питер Шумлин и сенатор Патрик Лихи, рассказывая о проекте в прессе и продвигая его на различных мероприятиях. Губернатор даже лично появился в рекламном видео, где заверил инвесторов, что Jay Peak успешно прошел аудит.
Этот автомобильный дилер из Лондона показал себя грамотным человеком, проявив чудеса настойчивости в поиске информации и анализе сложившейся ситуации. Около $200 млн, принадлежащие таким же, как он, иностранным вкладчикам, исчезли.
Срочно организованные проверки выявили, что бухгалтерия в Jay Peak велась халатно, без должного контроля со стороны надзирающих органов штата, и значительная часть денег была использована на личные нужды владельцев. Один из них, бизнесмен из Майами Ариэль Квирос, согласно обвинениям, купил на деньги инвесторов самолет и недвижимость. Перспектива получения вкладчиками иммиграционного статуса, что и являлось основной целью их участия в проекте, была поставлена под угрозу. Сам проект оказался в процедуре банкротства и мог быть погребен под горой неоплаченных счетов, если бы флоридским судом не был назначен грамотный доверенный распорядитель (трасти). В разразившийся скандал оказались втянуты различные лица, организации и даже штат Вермонт, которых, как снежной лавиной, накрыло судебными исками.
Особо примечательна история инвестиционной компании «Раймонд Джеймс», недавно согласившейся положить конец судебным тяжбам, выплатив истцам $150 млн за то, что обслуживала счета, с которыми проводились обманные операции. Мировое соглашение было достигнуто после битв, разгоревшихся в федеральном суде Южной Флориды, где группа инвесторов, представленная командой опытных адвокатов, атаковала позиции финансовой компании. Несмотря на то, что роль «Раймонд Джеймс» в данном деле была ограниченной (компания не принимала участия в рекламе проекта, привлечении капитала и не имела прямого контакта с инвесторами), истцы настаивали, что она вступила в преступный сговор с совладельцем Jay Peak Ариэлем Квиросом, и что факт этого сговора сделал возможным построение им финансовой пирамиды по типу Понзи.
«Вишенкой на торте», безусловно, послужил тот факт, что менеджером отделения Раймонд Джеймс во Флориде являлся бывший зять Квироса, Джоэл Бурстейн, который тоже стал мишенью иска. Приказом судьи был учрежден специальный фонд размером в $25 млн, из которого будут выплачены причитающиеся гонорары всем тринадцати юридическим фирмам, принявшим участие в деле.
Сам по себе этот факт никого не шокировал, так как о комиссионных EB5 юристов шептались давно, и существовала даже определенная презумпция того, что адвокат, помимо непосредственно гонорара, выплачиваемого клиентом за сопровождение визы, имеет право претендовать и на «поощрение» со стороны проекта.
В 2015 году Комиссия по ценным бумагам жестко приструнила целую группу EB5 юристов штрафами и взысканиями, квалифицировав их деятельность как незаконную брокерскую. Помимо нарушений федерального законодательства, требующего, чтобы любое лицо, занимающееся привлечением инвестиций для EB5, было зарегистрировано в качестве брокера, проблемой в данном сценарии является и злоупотребление доверием клиента в свете очевидного конфликта интересов. Особенно остро это выражено в случаях (а их абсолютное большинство), когда клиенту ничего не известно о финансовых отношениях его юриста и компании, с которой клиент вступает в партнерские отношения.
Растрата инвестиций и обман клиентов
Роль юристов в оформлении ЕВ5 в последнее время становится объектом пристального внимания. Недавно в уже упомянутом федеральном суде Южной Флориды был зарегистрирован иск российского инвестора против Моны Шах, известного и успешного в сфере ЕВ5 адвоката и докладчика на многочисленных международных конференциях. Суть претензии заключается в растрате инвестиционных средств, находившихся на доверительном счету ее фирмы, а точнее, в незаконном переводе Моной Шах всей суммы инвестиции на счет компании-бенефициара без разрешения вкладчика и до получения им положительного решения из иммиграционного ведомства. В деле фигурирует русскоязычный адвокат из Бруклина Владислав Сирота, чья фирма сотрудничала с фирмой Моны Шах. Факты, изложенные в иске, вызывают множество вопросов к компетенции и полномочиям фидуциарных лиц и должны заставить насторожиться потенциальных EB5 инвесторов.
Несколькими месяцами ранее, в Калифорнии были обысканы объекты собственности Тэт и Виктории Чен, отца и дочери (последняя является адвокатом), которых обвиняют в отмывании денег своих клиентов, равно как и в похищении более $50 млн их инвестиций. Федеральные прокуроры подали прошения о конфискации принадлежащих Ченам и аффилированным структурам девяти объектов недвижимости на сумму, близкую к $30 млн. Предприимчивая семья слаженно работала между США и Китаем, активно «вербуя» инвесторов. В списке их клиентов оказались даже лица, находящиеся в списках опасных преступников, разыскиваемых в Китае и совершивших побег от правосудия.
В 2016-м году за обман инвесторов к ответственности был привлечен и другой адвокат из Калифорнии, Эмилио Франсиско. Согласно обвинению, выдвинутому Комиссией по Ценным Бумагам, Франциско присвоил более $9,5 млн, которые направил в свой собственный бизнес и на личные расходы, вместо обещанных инвесторам кафе и домов для ухода за пожилыми людьми. До этого, в 2014-м году, в растрате средств инвесторов был обвинен еще один калифорнийский адвокат, Джастин Ли. Инвестиции, которые были предназначены для помещения в биотопливный завод в Техасе, он самовольно увел в шахтенное предприятие на Филиппины.
Постоянная бдительность
Американская Ассоциация Иммиграционных Адвокатов (AILA) серьезно обеспокоена положением дел в сфере ЕВ5. На различных специализированных форумах и в публикациях для иммиграционных юристов ставится акцент на обсуждении вопросов обмана, пирамид, возможного конфликта интересов. Недавно был опубликован меморандум, в котором юристов призвали быть осторожнее и неукоснительно следовать правилам этики, какими выгодными и соблазнительными не представлялись бы варианты, при котором возможен конфликт интересов.
Классическим примером такого сценария является владение юристом регионального центра/ EB5 проекта, в который помещается инвестиция клиента, и одновременное юридическое сопровождение сделки, предусматривающее фидуциарные обязанности. Безусловно, и самому клиенту надо проявлять бдительность и не стесняться задавать вопросы, какими неловкими они бы ни представлялись.
Расходы на такую услугу могут в будущем показаться весьма незначительными по сравнению с гонорарами адвокатов, работающих на этапе судебных разбирательств. Следует также предельно критично относиться к предложениям лиц, имеющих ограниченный опыт в организации EB5 проектов, даже если таковые исходят от близких друзей или родственников. «EB5 лихорадка», охватившая США в последние восемь-девять лет, ассоциируется у некоторых живущих в Америке с возможностью легко поправить свои дела и получить максимальную прибыль с помощью чужого, легко досягаемого, капитала.
К сожалению, отсутствие четких договоренностей, тщательно спланированной структуры, юридической поддержки и жесткого контроля часто приводит к потере средств. Делами подобного рода изобилуют судебные реестры, и участие в них дополнительно убеждает в том, что сделки на доверии здесь недопустимы.
В 2016 году власти Флориды арестовали некоего Игоря Тихонова по обвинению в хищении более $500 000 у гражданина России Сергея Данильченко под предлогом размещения EB5 инвестиции. Схема работы Тихонова была проста: под именем Гарри, он от лица своей компании «Алькор Сервис», зарегистрированной в Южной Флориде, размещал в интернете рекламу различных консьерж-услуг, в том числе и получения гринкарты через инвестиции EB5.
Житель Сочи Данильченко, в надежде переселиться в США и заняться лечением своего больного ребенка, перечислил компании более $500 000, в обмен на обещания гринкарты и 60% прибыли от управления доходной недвижимостью, в которую Тихонов якобы намеревался поместить капитал своей жертвы.
В ответ на запрос корпоративных документов, подтверждающих факт покупки, Данильченко получил ворох почтовых открыток. Все деньги мошенник перевел на личный счет. Инвестору в данном случае удалось добиться вмешательства уголовного правосудия, но разбирательства подобного рода могут растянуться на годы. Список подобных дел можно продолжить.
Переходный период
Слабые механизмы контроля, вкупе с соблазном быстрого заработка, создают благодатную почву для мошенничества. Законодателям хорошо известно об издержках и побочных эффектах программы EB5. В Конгрессе идут дискуссии как о полном отмене программы, так и о ее реформе. Самую непримиримую позицию занимает сенатор-демократ от Калифорнии Дайан Файнштейн. Она настаивает, что Америке не пристало торговать гражданством, но ее голос в абсолютном меньшинстве.
Однажды вкусив прелестей и удобств EB5, отказаться от привлекательных и доступных иностранных инвестиций Америке будет трудно. Наиболее вероятным представляется компромиссный вариант, при котором минимальная сумма инвестиции будет увеличена, а контроль ужесточен.
Пока же, во время переходного периода, судьба инвесторов, желающих воспользоваться EB5 по старой цене, зависит от их собственной бдительности и осведомленности. Америка не испытывает недостатка в талантливых и честных юристах, в чьих компетентных руках инвестиционная программа может стать отличной стратегией для клиента.