Потягивая шампанское в бизнес-классе любимой авиакомпании и щурясь сквозь иллюминатор на заходящее солнце, забудьте на минуту о собственной исключительности. Представьте: тысячи лайнеров бороздят в этот самый момент заоблачные просторы, и сотни тысяч путешественников наполняют свои бокалы вином, чтобы скоротать время полета… И заодно помочь чьему-то винному бизнесу.
Винный рынок, скрывающийся от нас за облаками, во всех смыслах не имеет границ. Ведущие авиакомпании отправляют в небо по нескольку тысяч рейсов в день, а их годовой пассажиропоток измеряется десятками миллионов. Нетрудно прикинуть, насколько счастливым может оказаться билет на почти любой из этих рейсов для поставщиков алкогольной продукции — как для отдельных производителей, так и для всей отрасли в масштабе винодельческой области или страны.
Отличный пример того, насколько важным может быть вклад авиаперевозчика в национальную винную индустрию, дает опыт австралийской компании Qantas, которая представила своим пассажирам полноценную винную карту, составленную исключительно из австралийских вин. Сейчас Qantas считается третьим по обороту покупателем австралийского вина с годовым объемом закупок примерно на $25 млн. При этом надо иметь в виду, что авиакомпании покупают вино у производителей по минимальным закупочным ценам.
British Airways также решила поддержать своих отечественных виноделов и в прошлом году включила первое английское игристое в престижную винную карту первого класса. Опыт оказался удачным — вино вызвало живой интерес. По словам представителей авиакомпании, список английских вин в будущем будет расширен и представлен не только в первом классе. Напомним, что British Airways в настоящее время перевозит более 42 млн пассажиров в год.
Для авиакомпаний тех стран, которые не имеют своего виноделия, как, например, SAS, Singapore Airlines или Emirates, бортовая винная карта тоже может стать предметом гордости и знаком престижа. Ведущие мировые эксперты, специалисты уровня Master Sommelier и Master of Wine, работают над их составлением, самым строгим образом отбирая лучшие вина среди сотен и даже тысяч образцов, выставленных на тендер.
Имена составителей лучших бортовых винных карт, среди которых были замечены винные звезды первой величины, такие как Дженсис Робинсон, Оз Кларк, Стивен Спарриер и др., сами по себе служат знаком качества и повышают доверие к авиакомпании. Хотя и стоят они недешево. Один рабочий день специалистов такого класса может оцениваться в несколько тысяч долларов, но высокие гонорары представляются оправданными в масштабе всех винных инвестиций.
Представители Emirates признали, что их затраты на закупку вина начиная с 2006 года составили $690 млн. На складах — точнее говоря, в погребах — Emirates сейчас хранится 3,8 млн бутылок винтажных вин, большая часть из них была приобретена на фьючерсных торгах en primeur в расчете на длительную выдержку — вплоть до 2027 года. Выбор вина для потребления на борту самолета не такое простое дело, как кажется. Престижность торговой марки вина вовсе не гарантирует ей успеха в полете.
Например, уже упомянутые винтажные вина все же лучше не доводить до старости — снять их с осадка в условиях периодически возникающей турбулентности просто невозможно, да и букет старого вина может разрушиться за время путешествия. Кроме того, пониженное атмосферное давление и очень сухой воздух на борту заставляют нас воспринимать вкус вина не так, как на земле. Сухой танин мощных красных вин на девятикилометровой высоте кажется еще суше и может испортить все впечатление, а свежие, «открытые», «фруктовые» вина, которые на земле строгим экспертам показались бы простоватыми, в самолете, наоборот, приносят долгожданное облегчение.
Некоторые авиакомпании ради повышения имиджа и укрепления связей с винным сообществом спонсируют национальные и международные винные конкурсы. Так, например, Swiss долгие годы была партнером главного винного конкурса в ЮАР, а Cathay Pacific поддерживает гонконгскую франшизу лондонского конкурса International Wine & Spirits Competition.
И хотя пассажиру бизнес-класса может быть все равно, кто завоевал золотые медали на последнем конкурсе, он может быть уверен, что бутылка, из которой ему наливает любезная стюардесса, и сама стюардесса надежны… как весь гражданский флот.