К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Битва за Youtube: особенности национального стихосложения

Фото DR
Фото DR
Как всякая новомодная тенденция рэп-битвы имеют риск быстрого к ним охлаждения со стороны публики. Рэп сам по себе жанр специфический, работающий для весьма узкой и не самой платежеспособной категории населения, пусть и самой продвинутой, как она сама о себе думает

Несколько недель назад звезда рэп-батлов Oxxxymiron впервые попал в рейтинг  главных российский знаменитостей по версии Forbes (44-е место с $1,3 миллионами дохода), и это обсуждалось как важная новость — прорыв рэперов к вершинам шоу-бизнеса (всего в списке три их представителя — вместе с ним Тимати и Баста). Сегодня он опять в топе российского интернета. Его рэп-битва со Славой КПСС (Гнойным) обеспечила за неполные сутки 8 млн просмотров.

Кто выиграл и кто проиграл — не очень-то и интересовало комментаторов, тем более что это заранее было известно: в день записи батла произошла утечка информации о том, что победа осталась за Гнойным. Гораздо больше внимания СМИ уделяли лавинообразным показателям просмотров. В наш век интернета — это самый важный параметр успеха.

Но обо всем по порядку. Традиция поэтических конкурсов и битв очень стара. В иных культурах, например, казахской, они могут быть даже одной из основных форм поэтического творчества. Степные акыны под бренчание домбры состязались на айтысах, превознося себя и порицая соперника на потеху окружавшей их толпе. Кстати сказать, айтысы до сих пор проводят в Казахстане, причем правительство по мере сил пытается цензурировать их содержание, дабы не допускать критики властей.

 

Важно отметить, что акыны импровизировали на ходу, подхватывая темы и образы конкурента. Искусство поэтической импровизации — древнее и редкое искусство. Им, в частности, в совершенстве владел Адам Мицкевич, поражая удивляя московские и петербургские салоны, причем импровизировал он по-французски, так что проблем с пониманием не возникало.

Знаменитые «выборы короля поэтов», состоявшиеся 27 февраля 1918 года в московском Политехническом музее, на которых  Игорь Северянин победил фаворита  — Владимира Маяковского, тоже имели характер поэтической битвы и коммерческого шоу, подобного нынешним состязаниям по рэпу.

 

Так что рэп-битвы в России возникли не на пустом месте и имели свою традицию, правда в отличие от времен Мицкевича импровизаций больше не слышится, а тексты подолгу и тщательно пишутся заранее. Что до поэзии  — являются ли ею текстовки рэперов? — то обсуждение этого вопроса увело бы нас далеко.

Рэп-битвы как самостоятельный жанр зародились в США, впрочем как и сам рэп. В современном мире вообще, почти все связанное с эстрадой, бизнесом и интернетом, приходит из Америки. Россия в этом смысле  — не исключение, ее онлайн и развлекательная культура — типичная колониальная и подражательная, ничего принципиально оригинального она не порождает, а лишь следует в фарватере штатовской.

Но интереснее другое. Если в мире жанр рэп-битвы носит в целом маргинальный характер — достаточно заглянуть в Википедию, статьи о нем по-французски и по-немецки совсем небольшие, а по-испански или по-итальянски нет вообще, как нет и по-китайски, то в России он попал на очень благодатную почву и расцвел до высот, как кажется, недостижимых и в Америке. Русская статья в Вики о «Battle Rap» едва ли не больше, чем на английском. Именно в русском сегменте Youtube, как утверждают, был установлен абсолютный рекорд по количеству просмотров битв за 24 часа — 7,7 млн (сегодня он был побит). А на основной площадке в Youtube — Versus Battle — поединок  Oxxxymiron vs Johnyboy имеет 38,5 млн просмотров. В качестве анекдота можно упомянуть, что в прошлом году лидер «Справедливой России» Сергей Миронов пытался в рамках избирательной кампании читать рэп по псевдонимом  OxxxyMironov. Правда это ему не помогло, и эсеры чуть было не пролетели мимо Думы.

 

Почему молодые россияне так полюбили рэп-битвы, — сказать трудно, исследователи отмечают, что если в США эта традиция пришла с улиц, то в России — наоборот, из интернета. В России вообще все связанное с новейшими цифровыми технологиями воспринимается быстрее, чем в мире, ввиду отсутствия оригинальной культуры, например, уход от бумажных СМИ или чтение электронных книг.

Как всякая новомодная тенденция рэп-битвы имеют риск быстрого к ним охлаждения со стороны публики. Рэп сам по себе жанр специфический, работающий для весьма узкой и не самой платежеспособной категории населения, пусть и самой продвинутой, как она сама о себе думает.

Это высококонкурентный музыкальный бизнес, где герои возникают и пропадают весьма быстро (проигрыш Оксимирона Славе КПСС — тому доказательство, хотя, с другой стороны, вовсе не предопределено, что победитель сильно взлетит и что его не забудут завтра). В век интернета и Youtube лидеры вообще очень подвижны: сегодня в моде такой-то видеоблогер, рассказывающий очередную чушь, завтра  — другой. И все, соответственно, спешат оформить на себя товарный знак, подписать рекламный контракт, запустить свой бизнес, понимая, что завтра будут никому не нужны.

В рэпе по определению очень трудно удержаться долго наверху. Если у Пугачевой или Ротару  очень широкой возрастной диапазон поклонников, с которыми они могут плавно эволюционировать и стареть, то как найти контакт со стремительно обновляющейся аудиторией 18-20 лет рэперу за тридцать?

Российский рэп слишком коммерциализирован, и в этом его не сила, а слабость. Его лидеры — люди из истеблишмента как Тимати, Децл или тот же Оксимирон, который с девяти лет жил в Германии, вернулся в Россию, и взлетел, опираясь на западный опыт. То есть ситуация примерно та же, что и в 90-е, когда в бизнесе, или, скажем, в СМИ поднимались те, кто первыми получали доступ к западным технологиям или финансированию. Но это не заменяет таланта, а талант — это главное в искусстве, его никакими связями не заменишь. Рэпер, поднявшийся из трущоб Гарлема, аутентичен, ему есть что сказать, он стоит на родной почве. У него может быть долговременная карьера. Российский рэпер из обеспеченной благополучной семьи гламурен и имитационен.

 

Поскольку отечественный  рэп страшно подражателен, ему грозит полный отрыв от реальности: половина слов (все эти «дикрайдеры»), в нем используемых, непонятна русскому слушателю — только специфической тусовке. Ожидать, что аудитория расширится, и в обозримые годы большая часть россиян перейдет на пиджин на основе английского, — не приходится. А это сужает коммерческие перспективы рэп-битв. Их участники, если хотят прорыва, должны, все-таки обращаться к социальной тематике на понятном стране, а не на герметическом языке.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+