К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Капитальный ремонт: зачем «Реал» и «Барселона» перестраивают свои стадионы

Фото StadiumDB
Фото StadiumDB
Лидеры испанского футбола готовы потратить €1 млрд, чтобы сделать свои арены еще лучше и зарабатывать еще больше

Два самых больших стадиона Испании – мадридский «Сантьяго Бернабеу» (81 000 зрителей) и «Камп Ноу» в Барселоне (99000 зрителей) – готовятся к масштабной реконструкции. Проекты согласованы, однако точные сроки начала работ пока не утверждены. «Реалу» еще предстоит договориться о деталях с городской мэрией, «Барселоне» – разобраться с долгами. Примерная смета по двум аренам – €1 млрд. Forbes объясняет, ради чего клубы готовы столько потратить.

История. На двоих: полмиллиарда песет

До 1947 года «Реал» играл на арене вместимостью всего 15 000 зрителей. Новый двухъярусный стадион, который позже получил имя президента клуба Сантьяго Бернабеу, был рассчитан уже на 75 000. А в 1954 году к одной из его трибун пристроили третий ярус, и следующие три десятилетия матчи «Реала» собирали до 125 000 болельщиков.

 

Тогда же, в 1954-м, в столице Каталонии начали строить новый стадион для «Барселоны». В 1957 году с 60-тысячного Camp de les Corts клуб переехал на новую 93-тысячную арену. Строительство и «Камп Ноу», и «Сантьяго Бернабеу» обошлось чуть дороже 288 млн песет, то есть примерно по $7 млн по курсу того времени.

В 1982-м Испания стала хозяйкой чемпионата мира. Стадионы, принимающие турнир, необходимо было снабдить зрительскими креслами как минимум наполовину (до этого большая часть трибун была стоячей, без индивидуальных мест). Это привело к уменьшению вместимости «Бернабеу» до 98 000, которому параллельно с установкой кресел обновили фасад и инженерные конструкции. «Барселона» тогда же достроила над всеми трибунами третий ярус, увеличив вместимость «Камп Ноу» на треть – до 120 000.

 

В 1990-х Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) стал требовать полного отказа от стоячих мест. «Барса» заполнила сиденьями все трибуны «Камп Ноу», его вместимость уменьшилась до современных 99 000. «Реал» рисковал уменьшением вместимости своего стадиона почти вдвое. Чтобы не допустить этого, ко всем трибунам достроили третий ярус, итоговая вместимость составила 81 000.

«Сантьяго Бернабеу» обновляется постоянно. В 2000-2016 годах на его модернизацию клуб потратил €241 млн. А последние несколько лет идет подготовка к масштабной реновации арены. Обсуждать строительство нового стадиона для «Барселоны» перестали в начале 2000-х, когда решили в очередной раз модернизировать «Камп Ноу».

Доходы. На двоих: более €300 млн в год

 

В системе клубных доходов «Камп Ноу» и «Сантьяго Бернабеу» имеют схожие доли. Согласно клубным отчетам по итогам сезона 2015/16 из €612 млн (прибыль за вычетом продаж футболистов) €158 млн (26%) «Барселона» заработала благодаря своей арене. «Реалу» стадион принес €153 млн (25%) из €619 млн.

Стадионы зарабатывают не только футбольными матчами. Самыми масштабными неспортивными событиями для обоих весной 2016-го стали концерты Брюса Спрингстина. На «Камп Ноу» он собрал почти 65000 зрителей и более €6 млн, на «Бернабеу» – 56000 человек и €5,4 млн. Клубный музей «Реала» на стадионе за год посещает более миллиона человек, «Барселоны» – около 1,5 млн.

Современная вместимость «Камп Ноу» (99 000) почти на 20000 больше «Сантьяго Бернабеу» (81 000). При этом трибуны мадридского стадиона заполняются гораздо лучше: в среднем на 86% (69000) против 71% (71000) у «Барселоны».

Изначально в ходе очередной реновации обе арены хотели расширить. Каталонский клуб от этой мысли не отказался: проект «Нового Камп Ноу» предусматривает 105000 зрительских мест. А городской совет Мадрида в увеличении вместимости «Бернабеу», как и в ряде доработок прилегающей к стадиону территории, отказал. Арена сохранит нынешнюю вместимость, а строители сосредоточатся на повышении качества арены.

Новый «Камп Ноу»: больше, современнее, прибыльнее

 

Работы по модернизации «Камп Ноу» должны были начаться в мае 2017 года и занять около 4 лет. Но их старт пришлось отложить. Вице-президент клуба Сью Монах объяснил: перед тем, как начать вкладываться деньги в реконструкицю, необходимо снизить общий долг клуба хотя бы до отметки €200 млн. По данным УЕФА на январь 2017-го, долг составлял примерно €270 млн, за последний год сократившись на €40 млн.

При сохранении нынешнего баланса доходов и расходов, «Барсе» понадобится еще 2 года, чтобы снизить долг до 200 млн, после чего – начать модернизацию «Камп Ноу» по совместному проекту Nikken Sekkei, построившей несколько футбольных стадионов в Японии, и каталонской фирмы Pascual i Ausió.

Реновация коснется всей клубной инфраструктуры: и стадиона, и базы, и арен, на которых играют баскетбольная и гандбольная «Барселона». Все трибуны «Камп Ноу» окажутся под крышей, количество VIP-мест увеличится более, чем в два раза: с 2200 до 5700, количество парковочных мест – с 1500 до 5000.

Фото StadiumDB

Первый ярус стадиона перестроят, чтобы поле было отлично видно с любого кресла (сейчас некоторые места не обеспечивают полноценного обзора). Третий ярус немного увеличат. Ложи и рестораны с видом на поле (между первым и вторым ярусами) обновят, подтрибунные помещения – осовременят. Отдельно прописано создание безбарьерной среды и обеспечение возможности подняться на третий ярус стадиона на эскалаторах и лифтах.

 

Когда реконструкция наконец начнется, «Барселона» продолжит играть на своем стадионе. Вместимость в этот период обещают не уменьшать более, чем на 10%, а владельцев абонементов – пересаживать на более удобные места. При этом основные работы по модернизации трибун запланированы на летние периоды, когда официальные футбольные матчи не проводятся.

Общая стоимость работ оценивается в €600 млн. После их завершения «Камп Ноу» должен стать «больше, современнее и прибыльнее».

«Чтобы утвердиться в статусе лидера мы должны сделать исторический шаг. Он потребует усилий от всех, кто вовлечен [в жизнь клуба], зато гарантирует комфорт, который обеспечат новейшие технологии для спортсменов и зрителей», – сказал президент «Барселоны» Сандро Росель во время презентации проекта в 2014 году.

Будущий «Сантьяго Бернабеу»: лучший стадион мира

 

Руководство «Реала» постулирует тезисы, соразмерные статусу самого титулованного клуба Европы: «Мы хотим, чтобы «Сантьяго Бернабеу» стал лучшим стадионом мира», – заявил о проекте модернизации арены президент Флорентино Перес.

Конкурс проектов «Будущего Бернабеу» выиграл совместный проект испанских компаний L35 и Ribas&Ribas и немецкой GMP Architekten. Последнее бюро спроектировало стадионы в Берлине (Германия), Кейптауне (ЮАР) и Манаусе (Бразилия), принимавшие матчи чемпионатов мира, Олимпийский стадион в Киеве, где прошли игры чемпионата Европы – 2012, арену ФК «Краснодар».

Фото StadiumDB

Городской совет Мадрида не согласовал первый проект стоимостью €420 млн, подразумевавший увеличение вместимости арены до 93500 мест, возведение торгового центра, отеля и увеличения количества парковочных мест. Договориться удалось на добавлении 3000 VIP-мест (сейчас их 4744), зеленых насаждений вокруг арены и ее футуристичный внешний вид. При этом стоимость работ оценивают немногим дешевле – в €400 млн.

Фасад «Бернабеу» скроют пластины серебряного цвета, интегрированные с LED-системой. По особым случаям их можно будет использовать в качестве панорамного экрана. Стадион скроет раздвижная крыша, в здании появится новый отель, вокруг него – зеленые насаждения.

 

Реконструкция займет 3 года. При этом сроки работ до сих пор не определены. Последняя официальная информация по поводу появилась на портале мэрии Мадрида в феврале 2017-го. Тогда объявили, что проект обустройства территории вокруг стадиона утвержден.

Что дальше

Стадионы «Реала» и «Барселоны» в своем нынешнем состоянии приносят клубам более €150 млн за сезон. Прогнозировать цифры роста этого показателя после реконструкции довольно сложно. Ни одна из случившихся в последние полтора десятилетия модернизаций стадиона не может считаться показательной для испанских грандов.

Простое увеличение вместимости стадиона «Олд Траффорд», проведенное в течение сезона 2005/06, позволило «Манчестер Юнайтед» увеличить matchday revenue (доходы от продаж билетов, абонементов и атрибутики) более чем на 30% — со €102,5 млн (сезон 2004/2005) до 137,5 млн (2006/07). Другая манчестерская команда «Сити» на расширенном по ходу сезона 2014/15 «Этихад Стэдиум» получила 25% роста по этой статье дохода: с €56,8 млн (2013/14) до €70,2 млн (2015/16).

 

Лондонский «Арсенал» в 2006-м просто переехал с «Хайбери» (39 000) на суперсовременный «Эмирейтс» (60 000), что удвоило matchday revenue: €63,8 млн клуб заработал в дни матчей за последний сезон на старом стадионе, €134,6 млн — за первый сезон на новом. Схожих показателей добилась мюнхенская «Бавария», годом ранее сменившая «Олимпийский» (53 000) на «Альянц-Арену» (67 000). Ее доход в дни матчей вырос с €30 млн за сезон до €52,1 млн.

Вместимость «Сантьяго Бернабеу» в процессе реконструкции увеличена не будет, «Реал» не сможет просто продавать больше билетов и атрибутики в дни матчей. А увеличение доходов клуба станет возможным за счет работы с VIP-клиентами и расширения возможностей использования стадиона в коммерческих целях.

«Камп Ноу» после реконструкции сможет принять всего на 5% больше зрителей, чем сегодня («Олд Траффорд» расширили на 12%, «Этихад» — на 17%). И «Барса» в стремлении сделать стадион прибыльнее тоже делает ставку на сервис: количество и качество ресторанов и VIP-лож, уровень и стоимость услуг для рядовых болельщиков.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+