Примерно раз в два-три года кто-нибудь из высокопоставленных работников Федеральной антимонопольной службы заявляет, что обнаружены «раковые опухоли» российской экономики. Всякий раз ими оказываются картельные сговоры в системе госзаказа. Вот свежие цифры от заместителя руководителя ФАС Андрея Цариковского: госзакупки примерно на 1 трлн рублей охвачены картелями, что приводит к минимальной экономии бюджетных средств. Результаты очередного исследования госзакупок, проведенного Forbes, на медицинском языке антимонопольного ведомства звучали бы так: раковые опухоли не только там, куда указывает ФАС, но и во многих других местах, и они уже дали метастазы.
Подавляющее большинство крупных заказов государственные учреждения и госкомпании в 2016 году раздали даже без имитации конкурентной борьбы. Правительство Крыма, беря пример с федеральных властей, отдельными распоряжениями назначает строителей многомиллиардной трассы «Таврида». «Газпром» все так же, без тендеров, распределяет заказы на строительство трубопровода «Сила Сибири». С какими-то оговорками можно объяснить, почему монополия желала, чтобы трубопровод строил непременно «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга или «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко: проект большой и очень ответственный, а производственная мощность и опыт этих компаний не вызывают вопросов. Теперь у «Газпрома» появились совсем уж экзотические, на первый взгляд, желания — отдавать заказы неизвестным или малоизвестным компаниям. Предприятие Евгения Лавриненко «Томскпромтранс» с пятью сотрудниками получило 40 подрядов на 8 млрд рублей на строительство объектов «Силы Сибири». И это только верхушка айсберга. Первое место в рейтинге «Короли госзаказа — 2016» заняли владельцы уфимского НИПИ НГ «Петон» с подрядами от «Газпрома» на 176 млрд рублей. «Петон», конечно, не микропредприятие с пятью сотрудниками, но размер компании с выручкой 1,9 млрд рублей в 2015 году несопоставим с объемом полученных подрядов.
Резкий рост закупок у единственного поставщика отмечала и руководитель Счетной палаты Татьяна Голикова: поставщиками в ряде случаев «являются посредники, которые не имеют надлежащего уровня квалификации, но при этом получают соответствующие проценты на свое содержание».
Как мы считали
С помощью базы данных «Контур. Закупки» мы проанализировали тендеры на сумму свыше 1 млрд рублей и составили список победителей. Из получившегося списка мы исключили компании, принадлежащие государству. С помощью баз данных «Контур. Фокус» и сайта zakupki.gov.ru мы проанализировали все подряды частных компаний из нашего перечня. Затем, пользуясь открытыми данными и базой «Контур. Фокус», мы определили владельцев компаний-господрядчиков и проверили, получали ли госконтракты другие структуры, принадлежащие нашим героям. После этого мы рассчитали, на какую долю в сумме госконтрактов может претендовать участник рейтинга, исходя из эффективной доли в компании-подрядчике.