Полет амбиций
Свой первый полет я никогда не забуду. Выехали с тренером в поле, я разложил шар, пристегнул корзину, спокойно поднялся метров на 50. Никакого экстрима. Ветра почти нет. Я тихонечко лечу, а тренер идет за мной по земле — мы с ним и без рации замечательно переговариваемся. Час идет, полтора. Пролетаю над высоковольтными проводами, и тут ветер совсем прекращается. Тренер спрашивает: «Что будешь делать?» Что делать? Лететь дальше! Хотя на самом деле я никуда не лечу, а просто повис над проводами. А тренер предупреждает: «У тебя газ кончается». Смотрю: действительно. Тут снова ветер оживает и несет меня вдоль линии электропередач, «довозит» до поворота — вот, думаю, тут наши пути разойдутся, а он — раз — и вместе с проводами поворачивает. А газ совсем заканчивается, горелка уже звучит по-другому. Надо что-то делать, а не висеть над таким опасным местом. Вот тут мне в первый и за 500 полетов единственный раз пригодился гайдроп. Это такой прочный 30-метровый канат, с помощью которого шар на небольшой высоте можно двигать с земли. Если, конечно, ветра нет. Я гайдроп выбросил, а тренер с братом оттянули меня на безопасное расстояние — я сел в какие-то кусты, зато не на провода.
Пилотная версия
Я с детства мечтал полетать на воздушном шаре, как отважные путешественники в романах Жюля Верна. Но тогда осуществить эту мечту можно было только во сне. К счастью, сны иногда сбываются, пусть и много лет спустя. Мне было 40, когда я однажды увидел рекламу школы, где обучают управлению воздушным шаром. Позвонил, все разузнал и записался.
Учился я в Великих Луках — там одна из лучших школ России. Сначала разбирали устройство шара (или теплового аэростата, если по-научному): как его собирать, надувать, как лететь. Про газовые баллоны была отдельная лекция: как они устроены, как их правильно хранить, как починить при необходимости. Но воздухоплавателю важно не только освоить механику — тут нажал, там потянул, здесь отпустил, — но и понять физику полета: как и почему шар взаимодействует с атмосферой. И это все очень интересно!
Управлять шаром за пару дней не научишься: поначалу освоиться трудновато, как с педалями в автомобиле, но постепенно привыкаешь, и все становится просто и ясно. Две недели теории и практики под руководством инструктора — и вперед, в небо! Курс обучения заканчивается теоретическим экзаменом и контрольным полетом без инструктора. Он остается на земле и может лишь подсказать что-то по рации. Пусть я экзамен свой сдал курьезно, зато после этого втянулся в полеты основательно. Почти сразу купил аэростат, потом еще один. Новый шар, кстати, стоит не дороже среднего джипа — €40 000–50 000 (за дирижабль придется выложить около €200 000). Сейчас у меня их шесть — разного размера, вместимости и раскраски. Я летаю 20–30 раз в год и по-прежнему получаю от этого огромное удовольствие. Воздухоплавание — очень красивый и доступный спорт. Он не требует особой физической подготовки, потому что управление происходит не за счет силы, а за счет техники. Но это так мощно прочищает душу, так расширяет жизненный горизонт! Летишь себе, наслаждаешься небом, облаками. И ведь не бывает двух одинаковых полетов. Небо каждый раз удивляет. Оно такое большое, такое яркое, такое непредсказуемое.
Книга рекордов
В какой-то момент я увлекся рекордными полетами, стал участвовать в соревнованиях, было интересно испытать себя. В воздухоплавании много дисциплин: есть полеты на точность, на скорость, есть гонки на шарах и т. д. И каждый вид требует особого расчета и аккуратности. Да и рисковать нередко приходится, но в разумных пределах. У нас есть поговорка: главная смелость — отказаться от полета, если погода плохая. Даже если приехали друзья и подбадривают «давай, давай!», даже если грозовая туча далеко-далеко — взлетать не стоит. А еще не стоит летать там, где это запрещено. Я не сторонник свободного неба. Все ограничения — заявки на полет, общение по рации с диспетчером, запретные зоны — разумны. Это простые правила безопасности. Их нужно выполнять, а не обсуждать. Экстремальных ситуаций в нашем виде спорта и так предостаточно.
Когда мы с моим другом Станиславом Федоровым полетели устанавливать рекорд высоты, у нас погасла горелка — кислорода на высоте 9387 м, куда мы забрались (это теперь рекорд России), совсем мало. И вот мы полтора километра падали, а потом все-таки зажгли горелку и продолжили управляемое снижение. Никакой паники в тот момент не было. Мы понимали, что происходит, и старались исправить ситуацию. Делали все инстинктивно, сомневаться было некогда. И все получилось! После такого приключения особенно хорошо себя на земле ощущаешь.
За 16 лет, что я увлекаюсь воздухоплаванием, много было сложных полетов. Бывало, ошибался. Взлетал, например, в опасную погоду, а потом жалел об этом. Но каждый полет — урок. И я, как прилежный школьник, веду полетный дневник, подробно разбираю ошибки. Без самокритики нет пилота.
В 2008-м я загорелся идеей летать на дирижабле. Это вроде бы тот же аэростат, но с мотором, а управлять им гораздо сложнее, не всякий справится. Пилотов дирижаблей в мире меньше, чем космонавтов.
Я научился справляться со всеми веревками, педалями и горелками и даже участвовал в чемпионате мира на своем одноместном дирижабле «Беспощадный» — мне его друзья сконструировали. Там было интересное задание на точность приземления: нужно было приблизиться к земле, взять с одного стола цветок и перенести его на другой, что в сотне метров от первого.
Как только освоился с дирижаблем, стал думать о рекордах и в этом классе. Воздухоплавание — очень старый спорт, и простых мировых рекордов в нем не осталось. Каждый рекорд требует тщательной подготовки и детальных расчетов: сколько газа взять, на какой высоте и по какому маршруту лететь и т. д. Тут одному не справиться, нужна команда. Так появилась «Русская фабрика рекордов». Наш экипаж установил рекорд дальности (99,5 км) и продолжительности полета на дирижабле (5 часов 05 минут). И уже много планов на новые достижения.
Тут, правда, тоже без приключений не обходится. Однажды у меня в полете пожар случился — дефект газовой системы. Пришлось экстренно садиться и тушить. Тренер подошел, посмотрел, в чем дело, и спрашивает: «И ты вот так спокойно сел?» Ну да, говорю. «Потихоньку становишься классным пилотом», — ответил он.
Может, я и не классный, но нормальный пилот — умею летать на всем, что легче воздуха. Чаще летаю на шаре, но пару-тройку раз в год поднимаю в небо дирижабль, надо форму поддерживать. И летаю я не только за рекордами, а скорее, за ощущением радости, за спокойствием и удовольствием. Я уже давно понял: воздухоплавание — это мое.
Записала Наталия Калинина
Цифры из воздуха
Рекорды в воздухоплавании регистрирует Международная авиационная федерация FAI, основанная в 1905 году. Зарегистрировано более двухсот рекордов для летательных аппаратов разных классов и категорий, но есть и абсолютные рекорды для аэростатов и дирижаблей.
Кратчайшее время вокруг Земли на воздушном шаре Cameron Balloons R-550,
пилот Стив Фоссет (США)
320 часов
Рекорд высоты в категории «дирижабли» Augur AU-35, тепловой дирижабль «Полярный гусь», пилот Станислав Федоров (Россия)
8180 метров
Рекорд дальности и продолжительности полета в категории «аэростаты»
Cameron Balloons Breitling Orbiter, пилот Бертран Пиккар (Швейцария)
40 814 километров,
477 часов
Рекорд высоты полета в категории «аэростаты» Winzen Research, Lee Lewis Memorial, пилот Малькольм Д. Росс (США)
34 668 метров
Рекорд скорости в категории «дирижабли» Zeppelin Luftschifftechnik LZ N07-100, пилот Cтив Фоссет (США)
115 км/ч
Рекорд дальности и продолжительности полета в категории «дирижабли» Graf Zeppelin LZ-127, пилот Хуго Эккенер (Германия)
6384,5 км 71 час