«Надеюсь, мы хорошие родители»
Как родители Аэлиты Андрэ оберегают ее творческую самобытность и способствуют раскрутке ее имени
Автор: Халима Мирсяпова
Не заляпай краской стол», «дай кисточку, покажу, как правильно», «солнце черным не бывает»… Пары таких фраз достаточно, чтобы на корню загубить творческий импульс собственного чада. Вряд ли ему захочется притронуться к краскам еще раз в вашем присутствии. Можно действовать иначе.
Раннее утро в солнечном Мельбурне. Пятилетняя Аэлита Андре вскакивает с постели и бежит на первый этаж в свою студию. Все стены и даже потолок в 30-метровой комнате заляпаны краской. На полу разбросаны кисти, холсты, засохшие тюбики с акрилом, розовые пони и Барби. Раньше эта комната служила гостиной, теперь она полностью в распоряжении Аэлиты — поняв, что у дочки есть не только желание рисовать, но и талант, родители устроили ей настоящую студию.
Серьезное отношение
Аэлита начала рисовать раньше, чем научилась ходить. Родители девочки — творческие люди. Мама, Ника Калашникова, — фотохудожник (она переехала в Австралию из Санкт-Петербурга). Папа, Майкл Андре, — режиссер и музыкант, к тому же любит рисовать, расположив холсты на полу. Внимательно понаблюдав за папой, девочка однажды начала повторять за ним. Чтобы обезопасить процесс, родители приобрели неядовитые акриловые краски. Спустя несколько месяцев они обратили внимание на необычную композицию и сочетание красок в картинах дочери.
«Мы с мужем увидели в них абстрактные образы и сюжеты, — вспоминает Ника. — Но мы любим своего ребенка и опасались, что у нас искаженное восприятие ее творчества. Решили узнать мнение профессионалов». Ника попросила знакомого директора мельбурнской галереи Brunswick Марка Джеймисона оценить творчество «некой художницы-абстракционистки», не раскрывая имя художницы. И была поражена, когда он сказал, что ему нравится. Опытный искусствовед отобрал 15 картин Аэлиты для групповой выставки. О младенческом возрасте художницы он узнал от журналистов за полтора месяца до открытия экспозиции.
Когда Аэлите исполнилось два года, BBC поздравила ее по телефону, а австралийские СМИ окрестили «маленьким Пикассо». Сейчас у Аэлиты Андре есть собственный сайт и страница в Википедии, ролики о ней популярны на YouTube. О ней писали New York Times, Guardian, Time, Huffington Post. «Талант нашей дочери ценят, к ней относятся серьезно, как к взрослому человеку. Наблюдать за этим удивительно и радостно. Ведь к детям именно так и должны относиться», — уверена Ника.
В сентябре Аэлита получила «Льва» на престижной биеннале Chianciano в Италии, в мае у нее запланирована выставка в Gagliardi gallery в Лондоне, а в июне — третья по счету персональная выставка в Agora Gallery в Нью-Йорке. «Без всяких сомнений, Аэлита Андре — гений. Она демонстрирует чрезвычайное чувство цвета и композиции и во многом действует инстинктивно», — говорит Питер Гальярди, куратор биеннале Chianciano.
Коллекционеры проявляют повышенный интерес к работам Аэлиты. На сегодняшний день самая дорогая картина Аэлиты была продана за $24 000 в Гонконге. Чтобы избежать обвинений в эксплуатации детского труда, Майкл и Ника создали на имя дочери денежный фонд — распорядиться средствами от продажи картин Аэлита сможет, когда достигнет совершеннолетия.
Но детский триумф породил нешуточную дискуссию. На родителей обрушился шквал критики и недовольства. «Это всего лишь пиар. Ребенок не может рисовать на таких больших полотнах, родители делают это вместо нее», — утверждают скептики. Тогда Майкл и Ника выкладывают в интернет видео о том, как Аэлита сама перетаскивает холсты с места на место и усердно пишет картины. Или устраивают мастер-класс на выставке в Гонконге, где девочка, увлекшись процессом, целый час вместо запланированных 10 минут рисовала картины перед изумленной публикой.
Без учителей, играючи
Именитые художники не раз предлагали Нике и Майклу обучать Аэлиту азам мастерства. Но родители категорически против такого вмешательства: «Если, когда подрастет, она захочет пойти к какому-нибудь преподавателю — пожалуйста. Но сейчас нельзя трогать ее природное чутье, оно еще так хрупко. Если давить на ребенка, можно отбить всякий интерес к творчеству. В обществе принято несерьезно относиться к детям. Но присмотритесь: они намного чувствительнее, во многих ситуациях даже умнее нас».
У Аэлиты, как и у взрослого человека, бывают спады и периоды вдохновения, когда она бросает все и бежит рисовать. «Это я рисую музыку, а здесь Вселенная, а это космос», — комментирует Аэлита, придумывая сюжеты для своих работ. Однажды она посыпала на картину золотой песочек: «Это для того, чтобы они сами могли полететь в Нью-Йорк». А недавно назвала одну из картин «Парижские горы» и попросила, чтобы родители отложили работу для выставки в Париже, если она когда-нибудь состоится. Аэлита знает, что люди покупают ее работы, и очень радуется, когда картины «живут у кого-то дома». У девочки есть и своя собственная коллекция любимых работ. Например, картинки, которые она писала, будучи совсем маленькой. Аэлита любит играть с ними и расставлять, как кубики. Какие-то картины юная художница просит не отдавать никому и оставить для собственной коллекции. В гостиной уже практически не осталось свободного места.
Сейчас девочка больше всего увлечена своим любимым сериалом «Маленькие Эйнштейны», в котором герои путешествуют по разным странам в космическом корабле. Космос, кстати, ее любимая тема. Как и все дети, Аэлита любит разглядывать облака и звезды, а однажды даже сказала, что не уснет, пока не встретит солнце: ей непременно надо было увидеть, какого цвета небо во время рассвета. «Мы наблюдаем, каким Аэлита видит мир, как она утверждает свое собственное «я», — говорит Ника. Процесс и в правду удивительный.
Ника и Майкл пытаются воспитывать дочь крайне осторожно: «У нас слишком много ограничений, мы с раннего детства вырабатываем комплексы, которые нас заедают. Аэлита скоро пойдет в школу, и ее свобода закончится. Ей будут говорить, что нельзя делать, а не то, что можно, и мы этого очень боимся», — говорит Ника. Однажды, например, Аэлита нашла на улице перо и с тех пор использует его как кисточку. А недавно в качестве завершающего штриха к картине выбрала мамину кредитку. Как-то Ника долго не могла найти новые металлические губки для мытья посуды, а потом случайно обнаружила их на холсте: «Мама, это острова, не трогай их». Действительно, похоже.
Аэлита непредсказуема и каждый раз сама выбирает технику рисования. Бывает, прежде чем начать рисовать, танцует вокруг холста или даже спит на нем, иногда закрашивает холст ножками или ручками, в другой раз делает это роликом или кистью. У нее много различных кистей, она подбирает краски, разбавляет их водой, пользуется сгустителем. «С нами рядом растет удивительный маленький человек, нам хочется его вдохновлять, — говорит Ника. — Надеюсь, мы хорошие родители. Время покажет».