К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как повлияет новое регулирование от ЦБ на рынок автокредитования

Фото Софьи Сандурской / ТАСС
Фото Софьи Сандурской / ТАСС
На фоне рекордов выдач автокредитов Банк России впервые решил ввести ограничительные меры в этом сегменте кредитования. С 1 июля регулятор вводит надбавки к коэффициентам риска для кредитов, выданных закредитованным заемщикам. Эксперты называют эти меры косметическими: банки могут продолжить кредитовать закредитованных заемщиков, увеличивая для них сроки кредитования и тем самым снижая показатель долговой нагрузки

Почему ЦБ вводит надбавки

С 1 июля Банк России впервые вводит макропруденциальные меры для автокредитования — устанавливает надбавки к коэффициентам риска по автокредитам для ссуд, выданных заемщику с показателем долговой нагрузки (ПДН) свыше 50%. Их значение будет варьироваться от 1,7 для ПДН 50-60% до 2 для ПДН свыше 80%.

На 1 апреля задолженность по автокредитам увеличилась в годовом выражении на 53%. Причем 61% выданных в I квартале автокредитов пришелся на кредиты с ПДН более 50% (то есть заемщик тратит на погашение своих кредитов более половины своего ежемесячного дохода). Банки накапливают в портфелях более рискованные кредиты, а граждане сильнее закредитовываются, констатирует Банк России. И этим объясняет необходимость макропруденциальных мер, которые ранее никогда не применялись к этому сегменту розничного кредитования. «Если люди с уже большими долгами будут нагружаться еще дополнительными кредитами, то это просто становится социальной проблемой», — подчеркнула на пресс-конференции 26 апреля глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Введение надбавок будет способствовать снижению доли рискованных кредитов и повышению устойчивости банков в случае роста потерь по таким кредитам. Кроме того, благодаря надбавкам к концу 2024 года банки смогут накопить буфер капитала в размере около 3% портфеля по автокредитам, надеется ЦБ.

 

Бурный рост кредитования и физических продаж автомобилей до конца марта фиксировали и аналитики. Так, по данным аналитического агентства «Автостат», I квартал поставил рекорды по физическим продажам новых легковых автомобилей. За четыре месяца 2024 года россияне купили 467 700 машин, что почти на 90% больше, чем годом ранее. В апреле же было продано всего 137 000 новых машин — на 6,5% меньше, чем месяцем ранее, отмечает «Автостат». Завышенные объемы марта, когда россияне скупали и ставили на учет новые автомобили из-за изменяющихся с 1 апреля правил ввоза автомобилей из стран ЕАЭС и ожидания увеличения утилизационного сбора, компенсировали апрельский результат, отмечал гендиректор «Автостата» Сергей Целиков.

В автокредитовании была аналогичная динамика. В феврале и марте выдачи автокредитов ставили рекорды (171 млрд и 224 млрд рублей соответственно), а в апреле, по оценкам аналитической и консалтинговой компании Frank RG, выдачи сократились до 206 млрд рублей, что все равно почти вдвое выше, чем год назад. Апрельское снижение может быть связано с исчерпанием спроса на автомобили, которые граждане стремились купить в ожидании роста цен из-за изменения утильсбора, предполагают аналитики Frank RG.

 

Как надбавки повлияют на рынок

В результате введения надбавок маржинальность автокредитов несколько снизится, а значит, банки могут перенаправить капитал на более привлекательные продукты, считает начальник управления макроэкономического анализа Совкомбанка Никита Кулагин. «Полагаем, что регулирование в незначительной мере может повлиять на текущие программы и условия для наших партнеров», — утверждает руководитель дирекции развития автокредитования Альфа-банка Сергей Литвиненко.

По мнению ВТБ, банки неизбежно адаптируются к новым правилам игры. «Безусловно, ужесточение риск-политики ЦБ с 1 июля окажет давление на сегмент автокредитования, который только начал восстанавливаться после пандемии ковида, дефицита микросхем и ухода иностранных брендов. Прежде всего, новые меры регулятора стимулируют банки скорректировать условия для заемщиков с высоким уровнем долговой нагрузки, что в том числе отразится на доступности партнерских программ и господдержки. В то же время игроки рынка будут стремиться удлинять сроки финансирования, снижая тем самым ежемесячный платеж и долговую нагрузку на клиентов», — говорит представитель банка.

Подобные методы сохранение выдач закредитованным заемщикам банки уже успешно опробовали в ипотеке. Увеличивая сроки кредитования, они снижали для клиентов размер ежемесячного платежа, что влияло на его показатель долговой нагрузки, который рассчитывается как соотношение платежей по всем ссудам заемщика к его ежемесячному доходу. В результате сейчас, по данным Frank RG, средневзвешенный срок по ипотечному кредиту вырос до 25 лет, хотя тремя годами ранее он составлял 19,5 года.

 

Мягкое регулирование

Все собеседники Forbes называют новое регулирование автокредитования оправданным. Надбавки к коэффициентам риска вводятся для улучшения качества и структуры кредитного портфеля — снижения объема выдач гражданам с повышенной долговой нагрузкой. Средний чек по автокредитам за последние два года вырос на 13,3%, а за последние четыре года — на 89%, до 1,38 млн рублей, соответственно, долговая нагрузка клиентов растет, что увеличивает риски невозврата, напоминает младший директор банковских рейтингов Национального рейтингового агентства (НРА) Наталия Богомолова.

Однако эффект от них будет скорее косметическим, солидарны эксперты. «Капитальные надбавки — более мягкий инструмент, чем макропруденциальные лимиты. Мы ожидаем ограниченный эффект на динамику рынка, поскольку большинство крупных игроков имеет значительный запас по нормативам. Тем не менее на отдельные недокапитализированные банки новые надбавки могут оказать охлаждающее воздействие», — говорит старший директор по банковским рейтингам рейтингового агентства «Эксперт РА» Иван Уклеин.

Влияние при таких «щадящих» параметрах надбавок будет не сильно заметным, учитывая имеющийся у банков запас по уровню достаточности капитала, емкость выдач этого кредитного сегмента и сохраняющийся высокий спрос на автомобили, согласен директор группы рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства АКРА Михаил Полухин. «При этом можно предположить, что наиболее рисковые выдачи будут сокращены и что в целом банки получат сигнал регулятора о пристальном внимании к качеству выдач автокредитов», — отмечает он.

Эксперты предполагают, что банки используют время до вступления нового регулирования в свою пользу. Например, нарастят до июля более рискованные выдачи, чтобы потом заметно снизить их, считает Полухин. Уклеин считает вероятным сценарием увеличение среднего срока автокредита в качестве ответной меры со стороны банков.

На годовой результат выдач новые меры ЦБ не повлияют: в 2024 году рекордного прироста портфеля ждут и эксперты, и сами банки. По оценке ВТБ, результаты 2024 года в сегменте автокредитования могут превысить показатели предыдущего года даже с учетом ужесточившейся политики регулятора. «Высокую активность заемщиков будет стимулировать наполнение рынка новыми брендами, прежде всего китайскими, и специальные условия их покупки, снижающие долговую нагрузку на клиентов», — убежден представитель банка.

 

«Эксперт РА» прогнозирует прирост выдачи автокредитов в 2024 году на 20-30% даже с учетом относительно высокой базы предыдущего года, говорит Уклеин. Ключевыми факторами для достижения такого результата он называет рост доходов населения при сохранении повышенных инфляционных ожиданий, а также дефицит импортных автомобилей в некоторых сегментах. К росту номинального размера выдач приводит также увеличение среднего чека ввиду значительного подорожания автомобилей, добавляет он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+