К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Здоровье снова в цене: россияне стали больше тратить на лекарства

Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС
Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС
За прошлый год выручка от продаж лекарственных средств в российских аптеках увеличилась на 7,7% — это больше, чем официальная инфляция в этом сегменте. Сетевые аптечные компании активно открывают новые точки и осваивают электронную торговлю. По мнению участников рынка, все это свидетельствует о выходе сегмента из кризиса

В 2023 году выручка от продажи лекарственных препаратов в российских аптеках выросла на 7,7%, свидетельствует отчет аналитиков RNC Pharma. Это выше, чем уровень инфляции в этом сегменте экономики: по оценке Росстата, она составила 6,1% (в целом по экономике — 7,42%, на продтовары — 8,16%). По подсчетам аналитической компании AlphaRM, совокупные аптечные продажи в 2023 году составили 1,4 трлн рублей. «Можно делать осторожный прогноз о прохождении дна кризиса и о вступлении рынка в фазу роста», — комментирует тенденцию директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Обогнать инфляцию

Превышение динамики объема выручки над инфляцией не слишком впечатляющее, но это важный показатель, делают вывод исследователи RNC Pharma: «На рынке фактически возобновился рост потребления». Подталкивает его повышение реальных располагаемых доходов, которые за прошлый год, как сообщает Росстат, выросли на 5,4%.

«Речь идет о том, что сегмент преодолел острую фазу кризиса и начал расти не за счет увеличения денежной массы [в стране], а за счет роста потребления, — отмечает Николай Беспалов из RNC Pharma. — Это очень важный индикатор состояния этого канала рынка». Поскольку госсектор в 2023 году стагнировал, это должно стимулировать интерес к ретейлу как объекту инвестиций, делают вывод аналитики RNC Pharma в своем отчете. Госсектором называют поставки лекарств по госконтрактам, например в больницы, а ретейлом — продажи через аптечные сети.

 

Цифры, которые приводят аналитики AlphaRM, демонстрируют, что объем поставок лекарств в государственном сегменте составил в 2023 году 622,7 млн упаковок (в аптечном — 5,07 млрд) на 785,8 млрд рублей (1,4 трлн рублей в аптеках). В деньгах поставки выросли за год на 7%, а в натуральном выражении упали на 7%.

Беспалов сравнил динамику продаж лекарственных препаратов с инфляцией в аптечном сегменте за несколько лет, чтобы обосновать тезис о завершении кризиса. По его словам, в 2020 году прирост продаж составил 14%, а инфляция — 8,6%. «Инфляция оказалась ниже прироста в денежном выражении, однако случилось это из-за ажиотажного спроса, вызванного пандемией коронавируса, и по некоторым другим причинам, связанным с изменением регулирования рынка», — поясняет он. В 2021 году ажиотаж спал, потребление стагнировало, и на рынке наблюдался чисто инфляционный рост, то есть оба показателя были равны и составили 6,6%. В 2022 году прирост продаж в деньгах составил 14,6% против инфляции 10,2%. «В 2022 году возник новый ажиотаж из-за начала «спецоперации»*, который сопровождался резким ростом цен, особенно на ассортимент иностранных фармкомпаний», — уточняет Беспалов. Показатели 2023 года отражают отсутствие резких колебаний спроса. «Потребление вернулось к нормальному тренду, и при этом инфляция оказалась ниже общей динамики на рынке, — объясняет он. — Спрос определялся не ажиотажем или колебаниями цен, а развитием потребления, переключением на приобретение более дорогих препаратов и тому подобными причинами». По его словам, «это и позволяет сделать вывод о завершении кризисного периода и возобновлении тренда на рост потребления».

 

Сети разрастаются

Участники аптечного рынка тоже ощущают рост продаж, но не спешат с оптимистическими прогнозами. Генеральный директор «Аптечной сети 36,6» Александр Кузин осторожен в оценках. «Цифры, конечно, не поражают воображение, — говорит он Forbes. — Хотя они и позитивные. И все-таки доминирующий фактор — это инфляция».

«На такой незначительной разнице нельзя однозначно говорить о росте потребления, — соглашается директор по развитию «ФК Пульс», одного из крупнейших российских фармдистрибьюторов, Сергей Еськин. — Но тем не менее повод для положительной оценки динамики рынка есть, и она подкрепляется растущими продажами БАД (биоактивных добавок), что само по себе подтверждает стабильность [рынка]».

Тем не менее в RNC Pharma прогнозируют, что сложившаяся ситуация может способствовать, например, активизации развития инфраструктуры и расширению ассортимента, разрешенного к продаже в аптеках. И в 2023 году исследователи заметили и то, и другое. По состоянию на декабрь в стране действовало 80 700 аптек, что на 2600 больше, чем за год до того. Например, сеть «Апрель» краснодарского предпринимателя Вадима Анисимова выросла на 2062 аптеки (на 1 января 2024 года насчитывала 7434 точки), а «Ригла» группы «Протек» Вадима Якунина подросла на 523 объекта (всего 4184). Кузин из «36,6» (2151 аптека) подтверждает, что количество точек на рынке стало больше. «Мы действуем схожим с «Риглой» образом и тоже приросли, — отмечает он. — У нас прибавилось больше трехсот [аптек]». 

 

В RNC Pharma отмечают, что «агрегативный же формат в прошлом году развивали все участники рынка, но максимум усилий, наверное, задействовал как раз «Пульс», развивающий интернет-аптеку Polza.ru». По данным исследователей RNC Pharma, Polza.ru объединяет уже 27 496 точек, догоняя «Здравсити» (30 221), «Аптека.Ру» (33 718) и «Ютеку» (47 145), которые вышли на рынок значительно раньше.

У «Пульса» в розничном сегменте уже была небольшая аптечная сеть «Аптека Форте», но она, по словам Еськина, существует для того, «чтобы не терять связь с рынком». Зато в 2022 году компания запустила аптечный маркетплейс Polza.ru. Еськин считает, что вероятность дальнейшего роста количества аптечных учреждений достаточно высока, а вот количество участников электронной коммерции может уже стабилизироваться, и в этом сегменте должна начаться агрегация, аналогичная рознице. «Развивать этот формат, инвестировать в создание технологий и качественного сервиса, наполнять [маркетплейс] ассортиментом и интересными для покупателя механиками — дело не из дешевых», — признает он.

Аптеки не для животных

В своем отчете аналитики RNC Pharma напоминают, что осенью 2023 года с очередным предложением разрешить продажу ветеринарных препаратов в аптеках выступила ассоциация аптечных учреждений «СоюзФарма», а первую попытку лоббисты этих идей сделали еще в 2021 году. Но к идее расширения ассортимента за счет ветеринарных препаратов в RNC Pharma относятся скептично.

По подсчетам RNC Pharma, в 2023 году общий объем продаж ветеринарных препаратов в аптечном ретейле составил 35,3 млрд рублей, это около 1,5% от общего объема российской фармрозницы. Суммарный ассортимент препаратов, который теоретически представляет интерес для аптек, исчисляется 15-20 торговыми марками. «В общем, это не те деньги, которые даже в теории представляют интерес для участников рынка, — подводится итог в отчете RNC Pharma. — А если учесть, что инициатива фактически «похоронит» сегмент ветеринарных аптек с довольно специфической продуктовой матрицей, последствия вообще крайне сомнительные».

Кузин из «36,6» не считает, что расширение ассортимента может быть каким-то значимым фактором. Зато Еськин из «Пульса» полагает, что будут развиваться разнонаправленные процессы: с одной стороны, будет происходить сокращение ассортимента из-за, например, того, что один и тот же препарат одного международного непатентованного названия (МНН) «будет представлен меньшим числом торговых наименований от разных производителей». С другой стороны, ассортимент будет расширяться, поскольку «часть розницы, которая уступила своих покупателей каналам электронной коммерции, захочет вернуть их за счет расширения предлагаемого ассортимента». Ни один из топ-менеджеров фармкомпаний не упомянул как вариант расширение ассортимента за счет ветпрепаратов.

 

Производство не отстает

На фоне растущей активности аптечных сетей увеличивают производство лекарственных препаратов российские фармпроизводители. По данным RNC Pharma, объем производства готовых лекарственных препаратов в январе 2024 года составил 55,3 млрд рублей (в ценах отгрузки производителей, с учетом НДС), что на 11,9% больше произведенных в январе 2023-го. Объем выпущенной за январь 2024 года продукции составил 297,6 млн упаковок (на 9,4% больше). Выросло и количество предприятий, выпускающих готовые препараты: по состоянию на январь 2024 года их было 293, что на 11 больше, чем в январе 2023 года.

Кузин из «36,6» напоминает, что «идет замещение препаратов [западных компаний, сокращающих поставки и даже уходящих с рынка], и доля отечественных препаратов, безусловно, увеличивается — локальные производители используют возможности, которые возникают на рынке».

Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+