К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Трубка дымит: почему телефонного спама не становится меньше

Фото Getty Images
Фото Getty Images
На минувшей неделе Владимир Путин подписал закон, ужесточающий наказание за спам-звонки, — теперь максимальный штраф за это для юрлиц может составить 1 млн рублей. Ранее операторы связи внедрили совместную антиспам-систему, но спама в телефонных сетях меньше не стало. Аналитики говорят, что повышение штрафов не сработает, так как очень мало получателей незаконной рекламы готовы оформлять жалобы. Впрочем, по их мнению, совокупные меры по защите от спама работают все-таки эффективно: если бы их не было, то надоедливых звонков было бы гораздо больше

Активность растет

Поправки в КоАП о штрафах за телефонный и интернет-спам президент подписал 6 апреля. Они предусматривают наложение взысканий за нарушение требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи (сети мобильной связи и фиксированной телефонии, включая мессенджеры), в размере 10 000-20 000 рублей для физлиц и 300 000-1 млн рублей для юрлиц. При этом бремя доказывания факта согласия получателя лежит на распространителе рекламы. Ранее штрафы составляли до 2500 рублей для физлиц и до 500 000 рублей для юрлиц.

Проблема телефонного спама для россиян стоит довольно остро: несмотря на меры по борьбе с ним, его количество не уменьшается. Согласно опросу TelecomDaily, 77,4% россиян получали звонки от спамеров. Каждый день россияне получают до 15 млн мошеннических телефонных звонков, включая звонки через мессенджеры, заявил заместитель председателя Сбербанка Станислав Кузнецов в феврале 2024 года на форуме «Кибербезопасность в финансах» в Екатеринбурге.

В «Вымпелкоме» (бренд билайн) отметили, что фиксируют значительный рост объема звонков от спамеров, в том числе с помощью автодозвонов. «Точно оценить долю таких звонков сложно, существенная их часть генерируется автоматизированными системами, что требует от операторов принятия эффективных мер противодействия подобным вызовам. Оператор с помощью ИИ анализирует трафик на предмет аномальной активности: всплеск звонков из нехарактерных локаций, звонки от отечественных номеров, находящихся за границей», — добавили в компании.

 

Активность спамеров за год выросла на 52%, поделились оценкой в «Мегафоне». Оператор также выявляет подозрительные вызовы с помощью аналитических алгоритмов и отсеивает их в автоматическом режиме. «Под блокировку оператором попадает наибольшая часть таких звонков», — заверили там.

Активнее всего через телефонные обзвоны продвигают свои услуги банки, микрофинансовые организации, стоматологические клиники, агентства недвижимости, коллекторы, салоны красоты и компании, которые предлагают заработок в интернете, перечисляют в МТС.

 

Контроль и надзор в сфере рекламы возложен на Федеральную антимонопольную службу (ФАС), напоминают в Роскомнадзоре (РКН), добавляя, что сам РКН поддерживает меры, направленные на борьбу со спам-рекламой. В 2022 году ФАС России и ее территориальные органы выявили 1281 нарушение по статье 18 закона «О рекламе», а в 2023 году — 1365 нарушений, рассказали в службе. В 2023 году такие нарушения (спам) составили 31,9% от всего объема нарушений закона «О рекламе», добавили там.

Еще летом 2021 года ФАС и мобильные операторы подписали меморандум по защите от незаконных звонков. Для защиты от таких звонков операторы разработали «технические решения и алгоритмы, блокирующие поступление спам-звонков» на основе искусственного интеллекта (ИИ). Используя эту всероссийскую антиспам-систему, абоненты, которые подвергаются атакам автодозвонщиков, могут пожаловаться на номера, с которых поступают звонки для дальнейшей блокировки их операторами, пояснила старший юрист практики «Цифровое и IT-право» компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Анастасия Солдатова. Минцифры также в конце 2022 года разработало механизм блокирования номера, с которого осуществляется автодозвон, его оператором связи самостоятельно при помощи специального софта, добавила она.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Острая необходимость

Само по себе усиление ответственности за массовые автодозвоны и добавление в КоАП нового, специального состава нарушения, предусматривающего ответственность за нарушение рекламного законодательства, — полезная мера, считает юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР, эксперт образовательной платформы Moscow Digital School Игорь Чувствинов. Однако оценивать эффективность и работоспособность мер следует в перспективе и в совокупности с другими мерами, добавил он.

 

Ключевой момент в привлечении к ответственности за незаконную рекламу — доказательство наличия или отсутствия согласия на получение рекламы, отметила Анастасия Солдатова. Помимо ФАС, спамеров, по ее словам, может привлечь к ответственности и РКН — за незаконную обработку персональных данных получателей рассылки. В таком случае максимальный размер штрафа может достигать 1,5 млн рублей за отсутствие письменной формы согласия на обработку персональных данных.

Запрет на спам-звонки существовал и ранее, однако с колоссальным ростом нежелательных звонков необходимость в ограничении входящего потока звонков становится все острее. «И это понятно: бизнесу критически важно продвигать свои товары и услуги на рынке, а сервис автодозвонов — востребованный инструмент продвижения», — говорит директор юридического департамента DRC Ольга Захарова. Практика привлечения к ответственности за спам-звонки, по ее словам, существует и сегодня, «но она не обширна».

При этом в зону риска попадают также все физлица, которые рекламируют, производят или распространяют рекламу, поясняет Ольга Захарова. «На практике бизнес широко использует услуги фрилансеров, действующих в статусе самозанятых, для продвижения товаров и услуг, которые и распространяют рекламу. Настройка бота автодозвона, который ведет на рекламодателя физического лица, который, к примеру, продает свой курс или наставничество, подвергает это лицо риску», — говорит она. Должностные лица юридического лица-нарушителя также могут быть признаны субъектами административного правонарушения, добавляет юрист. 

Холодный обзвон

Важно учитывать и сложности в процессе привлечения к ответственности: для этого необходимо зафиксировать разговор, иметь аудиозапись — само по себе это уже препятствие, поясняет управляющий партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин. Кроме того, необходимо удостовериться в направленности такого звонка, действительно ли это был спам, добавляет он: «Из-за незначительных штрафов привлечение с помощью такой рекламы потребителей выгодно для спамеров. Суммы за редким исключением не превышают 40 000-50 000 рублей. Доходы же с привлеченных клиентов с помощью такой рекламы в десятки раз больше».

Часто рекламными звонками занимаются компании на аутсорсе, указывает руководитель отдела реагирования и цифровой криминалистики Angara Security Никита Леокумович. «Создается компания, которая якобы предоставляет маркетинговые услуги и предлагает услуги холодных звонков тем же банкам, страховым компаниям, ретейлу, — говорит он. — Такие организации сложно привлечь к ответственности, нужно иметь запись разговора, указать наименование компании, совершившей звонок, в жалобе». Поэтому жалоб на такую рекламу единицы, и даже если на компанию накладывают штраф, ее доходы вполне позволяют его покрыть и остаться в плюсе, заключает Леокумович.

 

При этом спамерам сегодня нередко помогает и искусственный интеллект: они учатся обходить антифрод-системы операторов, используя его возможности, обращает внимание аналитик профильного Telegram-канала abloud62 Алексей Бойко. Например, чтобы телефонный номер не был замечен в аномальной активности, они используют пул сразу из сотен номеров, добавляет он. «К тому же компания может обзванивать своих клиентов — тех, кто не убрал галочку, когда оформлял скидочную карту, личный кабинет или заполнял какую-либо анкету. Таким «жертвам» можно законно звонить с рекламой, и оператор не должен блокировать такие звонки», — рассуждает аналитик.

Впрочем, по его мнению, меры по защите от спама работают эффективно: без них было бы на «несколько миллионов звонков в месяц больше», считает он. «Борьба ведется с переменным успехом, спамеры применяют новые приемы, операторы находят меры противодействия. Так и будет, вероятно, в дальнейшем», — резюмирует Бойко.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+