К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Сергей Протас, Sitronics Group: «Ставка на технологии — наше кредо»

Сергей Протас, Sitronics Group: «Ставка на технологии — наше кредо»
Частный космос, морские и речные навигационные системы, автономное судовождение и электрические суда — занять позиции одного из лидеров в этих сегментах Sitronics Group удалось в том числе благодаря реализации стратегии по инвестированию в предприятия из разных отраслей. О том, какие именно активы стремится приобретать одна из крупнейших технологических компаний, видении развития направления слияний и поглощений и планах участия в проекте Фонда инфраструктурных и образовательных программ для инвестирования в университетские венчурные фонды, — в интервью с Сергеем Протасом, директором по стратегии и M&A Sitronics Group.

«Делаем ставку на перспективные технологии в сегментах, где рассчитываем на лидирующие позиции»

— Sitronics KT, «СПУТНИКС», Emperium, «Пермская судоверфь» — все эти активы вошли в Sitronics Group за последние годы. Как бы охарактеризовали M&A-стратегию компании? 

— Наши подходы к M&A делятся на две категории: когда мы решаем задачи исключительно корпоративного характера, усиливаем компетенции, увеличиваем долю рынка того сегмента, в котором уже присутствуем, и та, где мы формируем, по сути, новые индустрии.

Перед покупкой компаний в рамках M&A-стратегии мы делаем ставку на перспективные технологии в тех сегментах, где рассчитываем занять лидирующие позиции. Каким образом? Мы предполагаем, что та или иная компания доказала технологическую состоятельность и располагает серьезными преимуществами, чтобы в самом ближайшем будущем занять лидирующие позиции в своем сегменте. Но и сама ниша должна быть потенциально емкой, способной стать новой индустрией. 

— И все-таки как именно оцениваете перспективы превращения отдельного, небольшого стартапа в лидера целой индустрии?

— Ситуация, когда технология есть, а ее коммерциализация даже не началась, нам не интересна. Как коммерческая компания, мы отдаем приоритет тем проектам, у которых уже есть выручка. Тем командам, которые понимают, как работать с заказчиком.

Нам важно быть уверенными в том, что мы сможем сформировать устойчивую работу компании как бизнес-организма, ведь, по сути, нам предстоит масштабировать проект с уровня стартапа до полноценного бизнеса. Поэтому такие проекты проходят этапы валидации и с точки зрения технологий, и бизнес-модели. Делать технологические ставки — одно из наших стратегических кредо. И эти ставки срабатывают — все компании, которые вошли в Sitronics Group, действительно стали ключевыми игроками в своих сегментах. 

— А если говорить о приобретении доли Пермской судостроительной верфи — предприятия с большой историей?

— Это была сделка, которая следовала за покупкой доли производства электросудов Emperium и имела целью создание синергии между двумя судостроительными предприятиями. Была подтверждена квалификация операционной команды Пермской судоверфи, сделку поддержали власти региона, заинтересованные в развитии судостроения и в приходе крупного игрока. Тут «все звезды сошлись».

Но если говорить про наше стратегическое целеполагание, мы стремимся смотреть в сторону тех сегментов рынка, которые сегодня фактически свободны от конкуренции или формируют новые рынки. Понятно, что это временное положение, и в определенный момент возникнут конкуренты, монопольной ситуации не бывает. Но важно оказаться первыми. 

— Например? 

— В сегменте электросудов мы пока одни из первых серийных производителей. Еще в 2022 году Sitronics Group приобрела более 50% компании Emperium. Сегодня мы строим электросуда речного класса нескольких типов: городской электротрамвай на 50 пассажиров и большие двухпалубные катамараны на 130 человек. Эти бесшумные, максимально комфортные и эстетичные суда в период навигации прошлого года уже ходили по Москве-реке, а также по Енисею в Красноярском крае и в Нижнем Новгороде по Волге. 

— Если на рынке электросудов ситуация понятна, то как развивается космическое направление сегодня?

— После ухода западных поставщиков оборудования и разработчиков программного обеспечения с нашего рынка Россия оказалась отрезана от рынка спутниковых данных. И наша ставка на развитие нового космического сегмента и масштабные проекты в этой сфере себя полностью оправдала.

Мы активно развиваем собственную гражданскую орбитальную группировку на базе производимых космических аппаратов нашей дочерней компании «СПУТНИКС». В прошлом году в общей сложности было произведено более 100 аппаратов, часть из которых уже запущена на орбиту. Sitronics Group является одним из ключевых участников дорожной карты «Перспективные космические системы и сервисы». Это положение мы планируем укреплять и в перспективе.

«Мы сфокусированы на внутренних точках роста»

— Насколько синергетичны друг другу приобретенные активы? Это тоже часть M&A-стратегии?

— Я уже сказал о производственной синергии между Emperium и Пермской судоверфью. Это лишь один из примеров в нашем портфеле. Мы живем в экономике данных, и они (данные) не менее важны, чем железо и алгоритмы, которые их обрабатывают. Например, в 2023 году на речном электросудне производства Emperium нам удалось протестировать технологию автономного безэкипажного судовождения, разработанную Sitronics KT. 

Совместные проекты мы развиваем не только внутри нашей группы компаний, но и с технологическими партнерами. Так, вместе с Центром водородных технологий АФК «Система» протестировали речное электросудно с генератором на водородных топливных элементах.


О начале разработки прототипа электрического катамарана на водородном топливе Sitronics Group объявила в январе 2023 года. Инвестиции в проект составили несколько сотен миллионов рублей. Уже осенью прошлого года на воде прошли первые испытания этого типа судна, и в период летней навигации 2024 года планируется их продолжить. 


— Другими словами, потенциальная точка пересечения, дающая синергию во всех ваших проектах, — технологии, обеспечивающие безопасность и экологичность морского и речного судоходства? 

— Да, это так. Созданные внутри Sitronics Group навигационные, а также спутниковые технологии позволяют обеспечивать контроль безопасности движения судов по морским и речным акваториям, отслеживать местоположение судна. Не только в российский акваториях, но и в целом в Мировом океане. 

Например, для этих целей служат аппараты АИС (автоматической идентификационной системы) для мониторинга судоходства и спутники дистанционного зондирования Земли для съемки земной поверхности с высокой периодичностью, которые нужны и для анализа ледовой обстановки, и для построения безопасного маршрута судна. Все эти технологии развивают и бизнес компании, и индустрию отечественного судоходства в целом.

— Будет ли меняться M&A-стратегия и ее роль в компании?

— Роль M&A, безусловно, повысилась, потому что за последние два года весь рынок пришел в движение, и игнорировать внешнюю среду невозможно. Но это не отменяет того факта, что мы сфокусированы и на внутренних точках роста. Обсуждается ряд внутренних инициатив, эти проекты также могут стать лидерами рынка. 

— К вопросу о точках роста. Вы приобретаете исключительно российские активы. Почему?

— Да, действительно, все компании, связанные с открытием новых технологических направлений, российские. Потому что это полный набор компетенций, в том числе для продаж, понимание стратегии развития актива и т. д. 

Конечно, на радаре попадались производственные площадки уходящих зарубежных компаний, но чаще всего это был не совсем наш профиль. Либо продукт не был локализован в достаточной степени. В таком случае добавленная стоимость оценивается по другим критериям, потому что бизнес не самодостаточный, а как бы «кусок пазла». 

— Возможно ли приобретение иностранных активов в будущем?

— Безусловно, мы ищем новые технологические ставки. И это то, что у нас неплохо получается: мы берем компании, подтвердившие свою технологическую состоятельность, «прокачиваем» их до заметных игроков индустрии. В любом случае мы будем смотреть на компании, комплиментарные уже имеющимся бизнесам. Emperium и Пермская судоверфь — это хороший пример. 

— И все-таки какая сделка может стать следующей? 

— В проработке есть несколько идей. Пока сложно говорить, что может стать следующей историей. В любом случае речь идет о DeepTech. Это те глобальные новые направления, которые смогут превратиться в новые индустрии. Что это может быть? Квантовые технологии: квантовая криптография, квантовые вычисления, квантовые эмуляторы и другие направления. Программный продукт, «железо» — это тоже нам интересно. 

«Рынок не очень большой, поэтому во многие двери мы стучимся самостоятельно»

— Недавно Sitronics Group стала партнером Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) для инвестирования в университетские стартапы. Что ожидаете от этого партнерства?

— Смысл нашего партнерства заключается в разделении рисков, которые несем мы как рыночный инвестор, вкладывающийся в проект на ранней стадии. Поясню, как это работает.

ФИОП предоставляет нам деньги в тот момент, когда мы понимаем, что профиль риска поддержки определенных стартапов не соответствует принятому у нас. При этом технологии компании и ее бизнес-модель нам кажутся интересными. И если мы, как представители индустрии, можем доказать, что эта компания имеет потенциал, ФИОП готов разделить с нами риск, снижая таким образом порог по принятию решений при поддержке высокорискованных проектов. Структурировано это как инвестиционный фонд «Лозино-Лозинский».

— А откуда такое необычное название?

— Каждое инвестиционное товарищество, создаваемое ФИОП с индустриальными партнерами, должно называться в честь какого-либо выдающегося ученого. На слуху такие фамилии, как Королев или Жуковский. Мне же очень хотелось популяризировать людей, о которых мало кто знает, но их вклад при этом очень весом. Глеб Евгеньевич Лозинский — конструктор многоразового орбитального корабля «Буран», создатель концепции орбитальных ракетопланов. Это был человек, опередивший свое время. Пример ученого, талантливого инженера, который мог бы сформировать новую отрасль космонавтики. И это в чем-то перекликается с тем, что делаем мы — тоже пытаемся сформировать новые отрасли там, где их не было. Поэтому совпадение имени и наших целей предельно органично в данном случае.

— Будущих «резидентов» вы отбираете самостоятельно или вместе с ФИОП?

— Основной поиск будущих «резидентов» ведем мы. В связи с этим мы находимся в процессе расширения венчурного направления в самой Sitronics Group. Будем смотреть в том числе и на университетские стартапы, уже получившие первые инвестиции. Мы активно взаимодействуем с разными университетскими стартап-студиями, а в этом году эксперты Sitronics Group впервые примут участие в отборе проектов для дальнейшей поддержки по направлению «Цифровые технологии» на форуме молодежного технологического предпринимательства U-NOVUS в Томске.

В процессе поиска мы, конечно, можем получать какие-то предложения и от ФИОП. 

Но соответствие фокусу при подборе правильного портфеля — это наша экспертиза. При этом мы сформировали общий инвестиционный комитет, где совместно голосуем. У ФИОП есть тот же набор прав, что и у нас.

— Для венчурной отрасли совершенно нормально, если одна из десяти инвестиций выстрелила, а остальные нет. Как выглядит «выход» из проекта в случае неудачи?

— Как коммерческая организация, мы заинтересованы в том, чтобы деньги вернулись. В какой-то из инвестиций мы готовы потерять деньги. Но не готовы потерять их в целом. В этом и заключается логика портфельного подхода: мы считаем, что в целом портфель должен быть успешным. Где-то мы можем ошибиться, но какие-то проекты у нас «взлетят», поэтому мы прикладываем максимум экспертизы и своих усилий, чтобы выбрать стоящие.

— Чем же конкретно занимается фонд «Лозино-Лозинский»?

— Это инвестиционный фонд, направленный на поддержку проектов на ранних стадиях. Основной фокус — проекты из аэрокосмической отрасли. Это могут быть компоненты, средства выведения, полезная нагрузка, спутники — по этому треку мы открыты максимально широко. Другое дело, что таких компаний не так много. Поэтому мы смотрим и в сторону технологий обработки данных и других комплиментарных технологий. 

— Начиная с каких финансовых параметров рассматриваете проекты и каков размер вложений с вашей стороны?

— Для нас важен определенный, пусть и начальный, уровень выручки. Размер инвестиций со стороны фонда до 100 млн рублей. Мы постарались организовать работу фонда максимально рыночным образом — как в классическом венчурном фонде: к нам могут прийти с заявкой (речь только о российских компаниях), в рамках инвестиционного комитета мы проводим due diligence (инвестиционный анализ), формируем пакет сделки и так далее. То есть абсолютная венчурная классика. 

— Пересечений интересов фонда и Sitronics Group не может возникнуть?

— Саму Sitronics Group интересуют более крупные проекты. С другой стороны, мы заинтересованы в том, чтобы объекты были синергетичны головной компании. Это важно и для стартапов, ведь у них появляется большой стартовый заказчик. Но мы готовы поощрять и работу на открытом рынке. Потому что одна из самых больших проблем технологического рынка — его ограниченность. Чем выше затраты на R&D, тем сложнее работать. И, напротив, когда есть максимально широкий охват, больше средств на R&D, работать эффективнее и проще. И мы готовы таким стартапам помочь.

Фонд — это еще один шаг в цепочке развития компаний, попытка найти что-то зарождающееся и комплиментарное тому, что есть. Тем более что такого рода компании пока небольшие. Именно поэтому у нас есть все предпосылки для того, чтобы продолжать создавать новые индустрии. 


Реклама
АО «СИТРОНИКС»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+