К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

На связи: почему в России высокий уровень потребительской цифровизации

На связи: почему в России высокий уровень потребительской цифровизации
Как доступность мобильной связи влияет на экономику? Насколько цены российских операторов соотносятся с ценами операторов других стран? Все ли ходовые услуги в России растут в цене одинаково? Эти вопросы стали темой первого исследования нового проекта F Research. Интеллектуальный партнер — компания TMT Consulting, специализирующаяся на маркетинговом и стратегическом анализе рынков телекоммуникаций, IT и медиа

В начале 2021 года Росстат изучал, как изменилось потребление у россиян во время пандемии. Оказалось, траты по многим категориям резко снизились. Например, малообеспеченные семьи почти перестали покупать алкоголь и табак. Сократились расходы на транспорт, газ, электричество, а задолженность за услуги ЖКХ, напротив, увеличилась. Исследование выявило всего две категории, траты по которым выросли почти у всех слоев населения. Первая — одежда и обувь. Вторая — услуги связи и траты, относящиеся к технологиям.

 «Мобильная связь — как гречка или хлеб: мы уже не можем от нее отказаться, — уверен Леонид Делицын, аналитик «Финама». — Для большинства белых воротничков жить и работать без интернета сегодня вообще невозможно».

Must-have

Услуги мобильных операторов за последние десять лет действительно вошли в число потребностей первой необходимости. По голосовой мобильной связи охват населения страны практически полный. Да и подавляющая часть интернет-трафика проходит через сети операторов связи, а не операторов фиксированной связи.

По данным статистического сборника по цифровой экономике НИУ ВШЭ, интернет сегодня доступен в 84% домашних хозяйств страны. Россия входит в топ-10 стран с самым высоким использованием интернета населением старше 15 лет в процентах от общей численности населения: когда-либо им пользовались 92%, практически каждый день — 82%.

Увеличивается и число россиян, которые выходят в онлайн постоянно.

Растут и объемы трафика, который передается по мобильным сетям. «Человечество каждый год передает на 60% больше данных через интернет, — отмечает Леонид Делицын из «Финама». — Интернет нужен уже не для чтения текстов с картинками — нормой стало потоковое видео. А когда придут иммерсивные технологии, метавселенные, потребление трафика еще вырастет».

В 2019-м объем мобильного трафика, согласно данным TMT Consulting, вырос на 50%, а в 2021-м — на 31%.

Генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков считает, что на фоне пандемии, а потом и специальной военной операции мобильная связь становится для людей одной из наиболее доступных возможностей организовывать досуг и устраивать себе приятные моменты вроде просмотра видео или общения в соцсетях.

При этом, как показывает статистика, активность использования интернета от географии практически не зависит. В абсолютных значениях по числу пользователей лидируют Москва, Московская область и Санкт-Петербург. В этих регионах проживает больше всего населения, а в числе отстающих — малонаселенные регионы.

А вот если сравнивать регионы по доле числа пользователей от населения, то лидерами будут Ямало-Ненецкий автономный округ, Чечня и Ханты-Мансийский автономный округ. В этих регионах, по данным FinExpertiza, интернетом каждый день пользуется более 90% населения старше 15 лет. При этом в наименее активных регионах интернетом пользуется все же больше половины населения — это Новгородская (64,2%), Липецкая (61,6%) и Тверская (61,5%) области.

Доступ к интернету по всей России обеспечивает довольно высокий уровень потребительской цифровизации. По данным НИУ ВШЭ, Россия входит в топ-10 стран, население которых активно использует интернет для финансовых операций: 53% от общей численности населения в возрасте 15–74 лет. А ежегодное исследование «Яндекс Маркета» и GFK Rus показало, что с 2013 по 2021 год проникновение онлайн-торговли в России выросло с 10% до 52,4% (доля городских жителей 16–55 лет, покупающих онлайн чаще одного раза в год). При этом 60% онлайн-покупок делается с мобильных устройств.

Базовые предпосылки

Одна из причин высокого уровня использования россиянами услуг связи — их доступность. Рынок сотовой связи в стране начал бурно развиваться сравнительно поздно в сравнении с другими странами, в конце 1990-х. Изначально услуга была рассчитана на состоятельных людей — бизнесмены с мобильниками были объектами шуток, напоминает Леонид Делицын из «Финама». «Решив сделать сотовую связь услугой, доступной всем, рынок перепроектировали. И для того чтобы получился массовый продукт и сервис, организовали его таким образом, чтобы конкуренция была максимально сильной: несколько крупных федеральных операторов, которые развязали ценовые войны, включили вездесущую рекламу на улицах и сбили ARPU до рекордно низких величин. Стоимость сотовой связи у нас всегда была очень низкая», — отмечает Делицын.

Мы сравнили цены на связь с 2002 по 2022 год со стоимостью других ходовых товаров и услуг: с ценами на бензин АИ-95, поездкой в метро, стоимостью аренды 1-комнатной квартиры, тарифами на электроэнергию и горячее водоснабжение. Единых данных Росстата, касающихся услуг связи, за весь период нет. Отчасти это связано с изменениями на самом телеком-рынке: мобильного интернета в нулевых практически не было, в какие-то периоды операторы брали абонентскую плату, в другие — оплату за 1 минуту разговора или отправку СМС. В итоге весь период с 2002 по 2022 год разбит на четыре отрезка. В каждом из них есть данные Росстата, показывающие стоимость услуг для клиента: с января 2002 по декабрь 2007 года — абонентская плата за месяц и стоимость 1 минуты разговора, с января 2008 по декабрь 2013 года — стоимость 1 минуты и 1 СМС, с января 2014 по декабрь 2017 года — стоимость 1 минуты, 1 СМС и месяца мобильного интернета, с января 2018 по ноябрь 2022 года — абонентская плата за месяц.

Статистика показывает, что с 2002 по 2013 год стоимость услуг мобильной связи активно снижалась, в то время как другие привычные услуги с регулярной оплатой росли в цене. Например, с 2002 по 2006 год абонентская плата и минута разговора подешевели почти на 50%, в то время как бензин подорожал на 115%.

С 2008 по 2014 год сотовая связь стала единственной категорией из рассматриваемых, которая дешевела. Цена снизилась на 57%.

Ситуация меняется в 2017 году: выросли в цене и минута разговора, и месяц пользования мобильным интернетом.

За три последних года динамика стала резче. По данным Росстата, в январе 2018 года абонентская плата составляла 287,89 рубля в месяц, а в октябре 2022-го — 463,95 рубля.

Как отмечает независимый эксперт Кристина Утятина, специализирующаяся на цифровой экономике, с 2018 года Росстат делает расчет ежемесячных данных по абонентской плате за пакет услуг сотовой связи (туда входят минуты разговора, СМС и мобильный интернет), при этом в своей методике опирается на данные по ежемесячной плате за пользование минимальным пакетом услуг, который имеется в продаже у операторов связи.

Константин Анкилов, гендиректор TMT Consulting, обращает внимание на то, что наполнение услуги в 2018 и 2022 годах отличается: операторы следуют политике more for more, включая в абонентскую плату все больше услуг и трафика. «За два года объем данных, который передается через сети операторов, увеличивается в среднем в 2,5 раза. Но тарифы не увеличиваются пропорционально», — отмечает и Леонид Делицын.

Анкилов констатирует, что мы исторически привыкли к тому, что операторы тарифы снижают или держат на одном уровне. «Это было оправданно, потому что выручка операторов росла за счет подключения новых абонентов. Но этот процесс давно завершился», — объясняет эксперт. На фоне высокой конкуренции операторы продолжали держать тарифы, когда число абонентов уже не прирастало.

Еще одна фундаментальная причина изменения тарифов — инфляционные издержки. По данным Росстата, на ноябрь уровень годовой инфляции составлял 12%. «Рост тарифов связан прежде всего с инфляционными процессами: несколько лет операторам практически не давали возможности официально корректировать тарифы в сторону повышения, — говорит Алексей Бойко, аналитик агентства MForum Analytic. — Также в этом году операторам приходится сталкиваться с проблемами, связанными с уходом из России основных поставщиков оборудования инфраструктуры, Nokia и Ericsson, и отсутствием поставок от третьего — Huawei».

Однако, как отмечает Кристина Утятина, отношение размера абонентской платы за пакет услуг сотовой связи к среднедушевым доходам населения сохраняется последние несколько лет на одном уровне.

Этот год, несмотря на все вызовы, не стал исключением: по итогам третьего квартала 2022-го это соотношение (0,97%) даже чуть ниже, чем в начале 2018 года (0,98%).

Отношение размера абонентской платы за пакет услуг мобильной связи к среднедушевым доходам населения с 2018 года не изменилось.

По миру

«Цена за связь в России одна из самых низких в мире», — констатирует Денис Кусков из Telecom Daily.

Согласно данным Cable.co.uk, Россия находится на 30-м месте по стоимости 1 Гб мобильного интернета из 233 стран.

Мы пересчитали данные Cable.co.uk в национальной валюте.

Стоимость 1 Гб в России за четыре года снизилась в два раза.

Согласно данным Numbeo, Россия входит в число стран с самой низкой ценой как за минуту связи, так и за месяц доступа в интернет. В исследовании, где сравниваются 104 страны, мы на 91-м и 102-м местах соответственно.

Цены за мобильную связь и интернет в России одни из самых низких в мире.

С 2018 по 2021 год общая выручка операторов от услуг сотовой связи в России выросла незначительно: по данным TMT Consulting, на 8,8% — с 962 млрд рублей до 1047 млрд рублей. Операторы активно развивают и IT-услуги, и медийные. «Но у этих услуг разная маржинальность. Те же онлайн-кинотеатры пока требуют вложений: идет набор клиентской базы и зарабатывание репутации», — говорит Константин Анкилов.

Средняя выручка на одного пользователя мобильной связи (ARPU — Average revenue per user) у российских операторов выросла на 9,5% — c 313 до 343 рублей. Если взять соотношение ARPU и ВВП на душу населения, то Россия по этому показателю на 49-м месте в мире. Российское значение (0,6%) в 2,2 раза ниже медианного значения (1,29%), что свидетельствует о довольно дешевой мобильной связи по сравнению с другими странами.

Соотношение ARPU и ВВП на душу населения в России в 2,2 раза ниже медианного значения по миру — услуги мобильной связи дешевы по сравнению с другими странами.

Сохранится ли тренд на дешевизну услуг связи в дальнейшем? «Мобильная связь сегодня стоит копейки. Низкая цена — наследие стремительного развития связи в первой декаде этого века. Тогда ее стоимость была высокой, что позволило построить сети. Сегодня развитие идет сообразно доходам — не так быстро, как хотелось бы», — отмечает руководитель проекта Content-Review Сергей Половников.

«Если бы ФАС разрешила, то естественным путем наши цены приближались бы к мировым», — считает Леонид Делицын. Однако все опрошенные F Research эксперты уверены, что такой сценарий из разряда фантастики. «Это коммерческая услуга, и операторы, конечно, вольны сами по себе это делать. Но ФАС следит, чтобы это не было скоординированной политикой, поскольку телекоммуникации — олигопольный рынок», — резюмирует Константин Анкилов. 

При участии Алены Минко

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+