К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Цифровые активы: что это и как на них заработать

Цифровые активы: что это и как на них заработать
Закон, запустивший в России цифровые финансовые активы (ЦФА), приняли всего год назад, а их рынок уже оценивается в 85 млрд рублей. ЦФА — новый инвестиционный продукт, через который бизнес может привлечь средства, гибко структурируя собственные обязательства. Как работает ЦФА и в чем его преимущества — в нашем материале.

Что такое ЦФА

Закон о ЦФА, согласно которому ЦБ контролирует операции с ними, заработал в 2021 году. В 2022-м компании выпустили первые цифровые активы — оцифрованное право обладателя потребовать от эмитента исполнения обязательств: деньгами, товарами, ценными бумагами, долей в капитале компании — почти чем угодно.

Главная особенность ЦФА в том, что выпуск, учет и обращение происходят в информационной системе на основе блокчейна. Сделки между эмитентами и инвесторами проводятся автоматически и без посредников с помощью смарт-контрактов. Это цифровой договор, который, в отличие от обычного документа с электронной подписью, находится в блокчейн-сети.

В цифровую оболочку можно обернуть как классические биржевые инструменты — например, акции, облигации, фьючерсы, — так и «эксклюзивные» активы, внутри которых будет персонализированный набор под конкретного инвестора.

«По сути, ЦФА — это форма установления отношений между различными сторонами: эмитентом и инвесторами. И в нее можно положить абсолютно разный продукт: от простого денежного займа до дериватива. Это новые модели, которые на традиционном рынке существуют давно, а на этом пока только создаются, и здесь конкуренция идет между качеством продукта и дистрибьюции», — говорит Денис Додон, директор по инновациям Альфа-Банка — компании, которой удалось занять около 45% рынка ЦФА.

Денис Додон
Денис Додон

Какими ЦФА бывают

Участники рынка выделяют ряд преимуществ у цифровых активов. Каждый ЦФА можно кастомизировать под конкретную группу или даже одного инвестора. В отличие от биржевых инструментов, ЦФА создаются гораздо быстрее — инвестор получит доступ к активу чуть ли не в тот же день. При этом эмитент продает ЦФА инвестору напрямую, и обе стороны экономят на наценках посредников.

На традиционном рынке основные эмитенты всех структурных продуктов — инвестиционные банки. Здесь же появляется рынок корпоративных клиентов, которые могут при помощи банков создавать свои продукты.

Так, Денис Додон приводит в пример ЦФА, который может выпустить застройщик, привязав его доходность к динамике стоимости квадратного метра: «Это доходность по конкретному ЖК, в конкретном регионе, куда может зашиваться изменение цены, для того чтобы застройщик мог гарантировать доходность на минимальном уровне, но при этом зашить какую-то структурность, по которой цена может меняться до определенного предела». Таким образом инвестор может позже получить в виде доходности эквивалент стоимости квадратного метра в  доме, в котором хочет купить квартиру. При этом эмитент ЦФА, в данном случае застройщик, может гарантировать минимальную доходность по своему инструменту. В отличие от биржевых инструментов, где никаких гарантий нет.

Кроме недвижимости, в ЦФА можно добавлять другие товары, например, топливо. Тогда цена такого токена будет изменяться вслед за стоимостью бензина. В Альфа-Банке считают, что этот продукт мог бы работать на широкую розницу. Такие ЦФА может выпустить нефтяная компания, продающая топливо через мобильное приложение или на заправке. С публичной статистикой того, сколько топлива потребляется и как меняется цена на него в периоде, инвестор может купить право требования к поставщику топлива, к которому добавлена определенная доходность.

Примером удобства ЦФА могут стать инвестиции в драгоценные камни и металлы, стоимость которых будет заложена в продукт. Не нужно покупать реальный слиток или бриллиант и волноваться о его сохранности и надежности места хранения.

На рынке рассчитывают, что ЦФА смогут изменить консервативность российских инвесторов, для которых вклады и недвижимость по-прежнему остаются самыми привлекательными инструментами.

«Компании с широкой базой клиентов смогут выпускать кастомные продукты для каждой отдельной аудитории», — говорит Денис Додон. ЦФА могут выпускать даже ретейлеры. Например, активы на основе продуктовой корзины, которую клиент-инвестор выбирает сам. Если фантазировать дальше, то можно представить ЦФА как инструмент «народных инвестиций». То есть возможность для небольших компаний привлекать деньги у инвесторов из своего региона. Но при этом важно, чтобы появился механизм защиты вложений и оценки рисков эмитентов, пока из-за новизны рынка такого механизма нет.

Кто выпускает ЦФА, где их купить и какие у них перспективы

Фото: Альфа-Банк

Сейчас цифровые активы в основном продают крупные корпорации и банки, которым интересно создавать продукты под определенную аудиторию. По словам Додона, рынок цифровых активов в России оценивается примерно в 85 млрд рублей, и около 45% занимает Альфа-Банк с его платформой цифровых активов «А-Токен». В прошлом году она победила в номинации Cbonds Awards «Лучшая платформа ЦФА».

«Мы как банк пошли в эту историю, потому что у нас есть своя инвесторская база физических лиц и корпоративных клиентов, которые могут выступать в роли инвесторов на платформе. Мы научились добавлять на платформу нерезидентов, чтобы резиденты могли проводить с ними сделки», — объясняет Денис Додон. Иллюстрируя потенциальный интерес к рынку ЦФА, он приводит в пример историю с размещением на платформе Альфа-Банка краткосрочных обязательств Ростелекома в виде ЦФА. Весь выпуск — на миллиард рублей — инвесторы выкупили за пять часов. К концу года объем выпуска ЦФА в Альфа-Банке составил более 33 млрд рублей. Стать инвестором ЦФА может любой человек или организация, которые являются клиентами банка и зарегистрируются на «А-Токен».

Сейчас в банке думают над размещением суперкоротких казначейских обязательств в формате ЦФА сроком обращения на неделю, две или три. Кроме того, в Альфе считают, что такой инструмент краткосрочных инвестиций может быть интересен компаниям среднего эшелона. Несмотря на то, что 99% объема выпущенных цифровых активов сегодня представлено простыми денежными требованиями, Альфа-Банк планирует экспериментировать с базовыми активами: недвижимостью, драгоценными камнями и металлами, произведениями искусства. В этом году в банке запустили гибридные ЦФА на золото, которые позволяют инвесторам выбрать между получением слитка и денежных средств, эквивалентных его стоимости.

Помимо Альфы, в России еще девять операторов ЦФА. По сути, это новые фабрики инвестиционных продуктов. Они создают финансовые инструменты и выпускают их без посредников.

«Тренд точно есть. Мы видим в этом большой потенциал с появлением некой узнаваемости. Изначально все смотрели на него довольно скептически, но вот когда пробиваешь первый миллиард, тебе становится понятно, когда придет второй. Рынок формируется, и на него начинают приходить физические лица», — заключает директор по инновациям Альфа-Банка.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+